Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. О насыщении пяти тысяч пятью хлебами. 11 августа 2019 г.

Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. О насыщении пяти тысяч пятью хлебами. 11 августа 2019 г.

В очередную неделю уходящего лета мы вновь обращаемся к очень известному евангельскому повествованию о насыщении Спасителем большого количества людей, пришедших на зов Его проповеди. Каждый раз, когда мы начинаем размышлять по воскресеньям о том или ином фрагменте евангельской истории, мы говорим о различных содержательных акцентах, касающихся нашей жизни, наших переживаний, сомнений, скорбей или радостей. Сегодня все тоже самое. Приходится говорить, что только что услышанное обращение Спасителя к одному из вопросов жизни непереоценимо важно для каждого из нас и связано это с очень простой и одновременно неизбывной причинной – речь идет о хлебе насущном. Куда тут злободневнее, спрашивается, – кто мы такие без хлеба насущного?

Однако разворот мысли, который мне сегодня хотелось бы придать нашему умственному усилию, несколько сложнее. Острота проблемы в том, что мы с одной стороны без хлеба никуда, а с другой, если только с хлебом, то тогда мы уже не Христовы. И это большая трудность, которую ощущает в себе каждый вдумчивый православный человек. До очевидного просто и ясно, что максима Христова применительно к каждому из нас – быть в первую очередь духовными людьми, т.е. дух должен определять наше существование без всяких оговорок, но с другой стороны, одновременно с этим мы и очень материальные люди. Это означает, что без элементарной корки хлеба или еще чего-нибудь, лапши, например, мы через некоторое время умрем и все, не будет нас. Понятно, что такой исход применительно к каждому из нас совсем не предполагался Спасителем. Соответственно, нас разрывает внутреннее противоречие: какие же мы в своем существе, духовные или плотские? И как нам скорбно бывает, когда мы в результате некоторых самопознавательных усилий, вынуждены констатировать склонность к плотскому, к материальному. Так и бьемся в тенетах этого скорбного раздрая в нашей душе, особенно глядя на нашу цивилизацию, которая материальность возвела в непререкаемый авторитет: производить – покупать – потреблять, и так до бесконечности.

Подчас просто не знаешь, что с этим хлебом насущным делать, как его дифференцировать по правде Божией, что иногда приводит к выраженному абсурду. Стало уже правилом «внешним людям» приходить в храм и стыдить нас за свечной ящик в храме, за тарелки для пожертвований, за платные требы, за то, что свечки продаются за деньги и так далее и тому подобное бесконечно. Самое примечательное во всем этом – то, что мы сами начинаем стесняться этой материальной стороны жизни, комплексуем, приходим в стеснение, стыдимся. Правда, потом себя одергиваем, берем в руки и вспоминаем, что главная для православного человека молитва, которой нас научил Сам Господь, «Отче наш» имеет слова «хлеб насущный даждь нам днесь…». Только тогда немного успокаиваемся и начинаем догадываться, что есть какое-то внутреннее решение этого вопроса, когда мы должны быть рождены от Духа и в тоже время каждый день должны получать от Бога хлеб насущный. Надеюсь излишне пояснять, что за хлебом, как универсальным понятием, стоит мир нашего материального обеспечения во всем его многообразии.

Так вот, все это я говорю, по уже принятому у нас с вами обычаю, к тому, что сегодняшнее литургийное зачало проливает свет на этот вопрос, помогает нам взглянуть на обозначенную контрверзу духа и материи евангельскими глазами.

Предпринимая попытки постановки этого вопроса, в целях большей наглядности сделаю отступление и напомню вам, что перед выходом на общественное служение, Господь наш Иисус Христос имел 40-дневный пост, в конце которого взалкал. Это означает, что, несмотря на Свою Богочеловеческую природу, Он потерял силы, ослаб, стал нуждаться в пище. Я хочу этим подчеркнуть, что Сам Господь, Который был беспредельно духовен, говоря обывательским языком, нуждался в хлебе насущном, Он был истощен.

Далее следует любопытное продолжение. Именно в связи с постом Господь был искушаем дьяволом, который предложил соблазнительный и простой вариант Его дальнейшей проповеди, способный необычайно облегчить Господу путь общественного служения. Он говорит ему: «…если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Дьявол как бы говорит, что с помощью хлеба насущного очень многое решается сразу и без особенных трудностей. Будешь сыт, поддержишь в Себе жизнь, выйдешь к людям и, сделав им большое благо, приведешь к Истине, которую проповедуешь. Согласимся, ни трудностей, ни сложностей, толпы народов со всех сторон сразу устремились бы за Христом и все пришло бы к гармонии. Но, как мы знаем, Господь утверждает то положение, на которое мы опираемся в своей контроверзе, противостоящее торжеству плотского. Спаситель говорит: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Иначе говоря, Господь отказывается от пути, где материальный акцент просматривается с очевидностью, ясно давая нам понять, чем мы с вами должны жить.

Однако далее, сообразно разворачивающейся дальнейшей картине Его общественного служения, последовательность нами обдумываемой линии усложняется, и пример тому – только что услышанная история насыщения многочисленной общности, собравшейся на Его проповедь. Причем, обратите внимание, там собралось не пятьдесят человек, как мы с вами сейчас, но пять тысяч, а реальная цифра будет заходить за десять тысяч (мы помним примечание евангелиста «не считая женщин и детей», а их всегда больше). Получается огромная толпа – нам бы представить ее у себя перед храмом. Тут у нас на Троицу крестный ход собралось около трехсот человек, а что такое десять тысяч! Так вот, апостолы просят Господа отпустить народ, чтобы люди как-то нашли себе пропитание. Спасителю это было бы просто: отпустил и все, идите с миром, но Он прикладывает событиям совершенно другое направление – «вы дадите им есть» (Мф. 14:16).

Дальше мы с вами знаем, они все едят, видимо, не один час, все насыщаются, остаются остатки, которых много, значит, наелись все как следует. Теперь спрашивается, где же логика у Спасителя: в пустыне Он отказался от хлеба, а здесь пошел навстречу. А потом еще раз, только уже с семью тысячами человек. Понять это затруднительно.

Действительно, линейной логики мы здесь не найдем, да и не следует ее искать в таких сложнейших вещах, как дело спасения человечества. Здесь все совсем не просто, и многие богословы указывают на то, что ожидать жесткой корреляции совершения чуда: там нет, а здесь да, – не следует. Необходимо сосредоточиться на другой характеристике – состоянии человека. Где он ждет чуда, пришел за чудом, зависит от чуда, а где его мотивация детерминируется совершенно другими мотивами. В нашем случае совершения Спасителем чуда толпа была мотивирована совсем не хлебом, его никто там и не ждал. Им было хорошо с Господом, им хотелось слушать Его без конца. Они забыли про все и про голод в том числе, хотя забыть про него сложно. Если уж сосет под ложечкой, то  никуда не денешься. А тут простые люди забыли – никаких возгласов из толпы евангелист не передает, – а вспомнили о пище апостолы.

Здесь главный наш вывод: когда человек приходит не за материальным, а за духовным, материальное подается ему буквально из ничего. Именно в этом ключе Спаситель неоднократно и веско замечает: «не заботьтесь о том, что вам есть и что пить…» (Мф. 6:31). Это вовсе не значит, что нужно лежать и пальцем не шевелить для своего пропитания, но никогда не надо ставить свое благополучие в центр своей жизни. Надо истово трудиться, но основным должен быть дух – тогда и все второстепенное подастся.

В этом суть глубокой контроверзы между духом и хлебом. В глубинах Божией мудрости она согласуется, но для этого постижения мы должны жить евангельским духом и очень хорошо всматриваться в такие евангельские события, какие представлены нам в сегодняшнем зачале. Сосредоточимся на этом случае, и пусть он будет проводником нашего пути. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.