Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. О насыщении пяти тысяч пятью хлебами. 11 августа 2019 г.

Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. О насыщении пяти тысяч пятью хлебами. 11 августа 2019 г.

В очередную неделю уходящего лета мы вновь обращаемся к очень известному евангельскому повествованию о насыщении Спасителем большого количества людей, пришедших на зов Его проповеди. Каждый раз, когда мы начинаем размышлять по воскресеньям о том или ином фрагменте евангельской истории, мы говорим о различных содержательных акцентах, касающихся нашей жизни, наших переживаний, сомнений, скорбей или радостей. Сегодня все тоже самое. Приходится говорить, что только что услышанное обращение Спасителя к одному из вопросов жизни непереоценимо важно для каждого из нас и связано это с очень простой и одновременно неизбывной причинной – речь идет о хлебе насущном. Куда тут злободневнее, спрашивается, – кто мы такие без хлеба насущного?

Однако разворот мысли, который мне сегодня хотелось бы придать нашему умственному усилию, несколько сложнее. Острота проблемы в том, что мы с одной стороны без хлеба никуда, а с другой, если только с хлебом, то тогда мы уже не Христовы. И это большая трудность, которую ощущает в себе каждый вдумчивый православный человек. До очевидного просто и ясно, что максима Христова применительно к каждому из нас – быть в первую очередь духовными людьми, т.е. дух должен определять наше существование без всяких оговорок, но с другой стороны, одновременно с этим мы и очень материальные люди. Это означает, что без элементарной корки хлеба или еще чего-нибудь, лапши, например, мы через некоторое время умрем и все, не будет нас. Понятно, что такой исход применительно к каждому из нас совсем не предполагался Спасителем. Соответственно, нас разрывает внутреннее противоречие: какие же мы в своем существе, духовные или плотские? И как нам скорбно бывает, когда мы в результате некоторых самопознавательных усилий, вынуждены констатировать склонность к плотскому, к материальному. Так и бьемся в тенетах этого скорбного раздрая в нашей душе, особенно глядя на нашу цивилизацию, которая материальность возвела в непререкаемый авторитет: производить – покупать – потреблять, и так до бесконечности.

Подчас просто не знаешь, что с этим хлебом насущным делать, как его дифференцировать по правде Божией, что иногда приводит к выраженному абсурду. Стало уже правилом «внешним людям» приходить в храм и стыдить нас за свечной ящик в храме, за тарелки для пожертвований, за платные требы, за то, что свечки продаются за деньги и так далее и тому подобное бесконечно. Самое примечательное во всем этом – то, что мы сами начинаем стесняться этой материальной стороны жизни, комплексуем, приходим в стеснение, стыдимся. Правда, потом себя одергиваем, берем в руки и вспоминаем, что главная для православного человека молитва, которой нас научил Сам Господь, «Отче наш» имеет слова «хлеб насущный даждь нам днесь…». Только тогда немного успокаиваемся и начинаем догадываться, что есть какое-то внутреннее решение этого вопроса, когда мы должны быть рождены от Духа и в тоже время каждый день должны получать от Бога хлеб насущный. Надеюсь излишне пояснять, что за хлебом, как универсальным понятием, стоит мир нашего материального обеспечения во всем его многообразии.

Так вот, все это я говорю, по уже принятому у нас с вами обычаю, к тому, что сегодняшнее литургийное зачало проливает свет на этот вопрос, помогает нам взглянуть на обозначенную контрверзу духа и материи евангельскими глазами.

Предпринимая попытки постановки этого вопроса, в целях большей наглядности сделаю отступление и напомню вам, что перед выходом на общественное служение, Господь наш Иисус Христос имел 40-дневный пост, в конце которого взалкал. Это означает, что, несмотря на Свою Богочеловеческую природу, Он потерял силы, ослаб, стал нуждаться в пище. Я хочу этим подчеркнуть, что Сам Господь, Который был беспредельно духовен, говоря обывательским языком, нуждался в хлебе насущном, Он был истощен.

Далее следует любопытное продолжение. Именно в связи с постом Господь был искушаем дьяволом, который предложил соблазнительный и простой вариант Его дальнейшей проповеди, способный необычайно облегчить Господу путь общественного служения. Он говорит ему: «…если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Дьявол как бы говорит, что с помощью хлеба насущного очень многое решается сразу и без особенных трудностей. Будешь сыт, поддержишь в Себе жизнь, выйдешь к людям и, сделав им большое благо, приведешь к Истине, которую проповедуешь. Согласимся, ни трудностей, ни сложностей, толпы народов со всех сторон сразу устремились бы за Христом и все пришло бы к гармонии. Но, как мы знаем, Господь утверждает то положение, на которое мы опираемся в своей контроверзе, противостоящее торжеству плотского. Спаситель говорит: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Иначе говоря, Господь отказывается от пути, где материальный акцент просматривается с очевидностью, ясно давая нам понять, чем мы с вами должны жить.

Однако далее, сообразно разворачивающейся дальнейшей картине Его общественного служения, последовательность нами обдумываемой линии усложняется, и пример тому – только что услышанная история насыщения многочисленной общности, собравшейся на Его проповедь. Причем, обратите внимание, там собралось не пятьдесят человек, как мы с вами сейчас, но пять тысяч, а реальная цифра будет заходить за десять тысяч (мы помним примечание евангелиста «не считая женщин и детей», а их всегда больше). Получается огромная толпа – нам бы представить ее у себя перед храмом. Тут у нас на Троицу крестный ход собралось около трехсот человек, а что такое десять тысяч! Так вот, апостолы просят Господа отпустить народ, чтобы люди как-то нашли себе пропитание. Спасителю это было бы просто: отпустил и все, идите с миром, но Он прикладывает событиям совершенно другое направление – «вы дадите им есть» (Мф. 14:16).

Дальше мы с вами знаем, они все едят, видимо, не один час, все насыщаются, остаются остатки, которых много, значит, наелись все как следует. Теперь спрашивается, где же логика у Спасителя: в пустыне Он отказался от хлеба, а здесь пошел навстречу. А потом еще раз, только уже с семью тысячами человек. Понять это затруднительно.

Действительно, линейной логики мы здесь не найдем, да и не следует ее искать в таких сложнейших вещах, как дело спасения человечества. Здесь все совсем не просто, и многие богословы указывают на то, что ожидать жесткой корреляции совершения чуда: там нет, а здесь да, – не следует. Необходимо сосредоточиться на другой характеристике – состоянии человека. Где он ждет чуда, пришел за чудом, зависит от чуда, а где его мотивация детерминируется совершенно другими мотивами. В нашем случае совершения Спасителем чуда толпа была мотивирована совсем не хлебом, его никто там и не ждал. Им было хорошо с Господом, им хотелось слушать Его без конца. Они забыли про все и про голод в том числе, хотя забыть про него сложно. Если уж сосет под ложечкой, то  никуда не денешься. А тут простые люди забыли – никаких возгласов из толпы евангелист не передает, – а вспомнили о пище апостолы.

Здесь главный наш вывод: когда человек приходит не за материальным, а за духовным, материальное подается ему буквально из ничего. Именно в этом ключе Спаситель неоднократно и веско замечает: «не заботьтесь о том, что вам есть и что пить…» (Мф. 6:31). Это вовсе не значит, что нужно лежать и пальцем не шевелить для своего пропитания, но никогда не надо ставить свое благополучие в центр своей жизни. Надо истово трудиться, но основным должен быть дух – тогда и все второстепенное подастся.

В этом суть глубокой контроверзы между духом и хлебом. В глубинах Божией мудрости она согласуется, но для этого постижения мы должны жить евангельским духом и очень хорошо всматриваться в такие евангельские события, какие представлены нам в сегодняшнем зачале. Сосредоточимся на этом случае, и пусть он будет проводником нашего пути. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
31 поне-дельник Седмица 5-я Великого поста Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на АПРЕЛЬ 2025 года
1 вторник Вторник 5-й седмицы Великого поста Часы. Вечерня 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
2 среда Среда 5-й седмицы Великого поста Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
3 четверг Четверг 5-й седмицы Великого поста
ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
4 пятница Пятница 5-й седмицы Великого поста Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
5 суббота Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
6 воскре-сенье Неделя 5-я Великого поста. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси
ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
7 поне-дельник БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Вторник 6-й седмицы, ва́ий. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла Утреня 18-00 иер.ИОАНН
8 вторник Часы. Вечерня 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
9 среда Среда 6-й седмицы, ва́ий Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
10 четверг Четверг 6-й седмицы, ва́ий Часы. Вечерня 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
СОБОРОВАНИЕ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
11 пятница Пятница 6-й седмицы, ва́ий Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
12 суббота Суббота 6-й седмицы, ва́ий. ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВ. ЛАЗАРЯ Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
Всенощное бдение ВХ 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Всенощное бдение НХ 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
13 воскре-сенье Неделя ва́ий (цветоно́сная,
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Литургия НХ 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия ВХ 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Вечерня 17-00 иер.ИОАНН
14 поне-дельник Страстна́я седмица. Великий Понедельник Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.ИОАНН
Утреня. 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
15 вторник Страстна́я седмица. Великий Вторник Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
16 среда Страстна́я седмица. Великая Среда Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
17 четверг Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕ́ЧЕРИ Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. ЧТЕНИЕ 12-ти ЕВАНГЕЛИЙ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
18 пятница Страстна́я седмица. Великий Пято́к. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Царские часы 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня. ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ 13-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Утреня. ПОГРЕБЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
19 суббота Страстна́я седмица. Великая Суббота
Освящение куличей и пасох: 
Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
8.00-11.30 иер.Иоанн/ 11.30-14.00 прот.Валентин/ 14.00-17.00 прот.Георгий/ 17.00-20.00 иер.Алексий
    Чтение Деяний апостольских 21-30  
Полунощница. Канон Великой Субботы 23:20 ВЕРХНИЙ ХРАМ: прот.ВАЛЕНТИН, о.АЛЕКСИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
20 воскре-сенье Светлое Христово Воскресение. ПАСХА Литургия ВХ 00-00 прот.ВАЛЕНТИН
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия НХ 00-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Пасхальная вечерня 17-00 иер.ИОАНН
21 поне-дельник Понедельник Светлой седмицы Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
22 вторник Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
23 среда Среда Светлой седмицы Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
24 четверг Четверг Светлой седмицы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
25 пятница Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой Литургия Водосвятный молебен 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника» Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
26 суббота Суббота Светлой седмицы Литургия раздача артоса 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
27 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы́ Антипасха Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
28 поне-дельник Апп. от 70-ти Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
29 вторник РА́ДОНИЦА. Поминовение усопших Литургия 07-00 иер.ИОАНН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
30 среда Сщмч. Симео́на. Прп. Ака́кия. Прп. Зоси́мы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
1 четверг Прп. Иоа́нна.  Макси́мовской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 пятница Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
3 суббота Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.