В очередную неделю уходящего лета мы вновь обращаемся к очень известному евангельскому повествованию о насыщении Спасителем большого количества людей, пришедших на зов Его проповеди. Каждый раз, когда мы начинаем размышлять по воскресеньям о том или ином фрагменте евангельской истории, мы говорим о различных содержательных акцентах, касающихся нашей жизни, наших переживаний, сомнений, скорбей или радостей. Сегодня все тоже самое. Приходится говорить, что только что услышанное обращение Спасителя к одному из вопросов жизни непереоценимо важно для каждого из нас и связано это с очень простой и одновременно неизбывной причинной – речь идет о хлебе насущном. Куда тут злободневнее, спрашивается, – кто мы такие без хлеба насущного?
Однако разворот мысли, который мне сегодня хотелось бы придать нашему умственному усилию, несколько сложнее. Острота проблемы в том, что мы с одной стороны без хлеба никуда, а с другой, если только с хлебом, то тогда мы уже не Христовы. И это большая трудность, которую ощущает в себе каждый вдумчивый православный человек. До очевидного просто и ясно, что максима Христова применительно к каждому из нас – быть в первую очередь духовными людьми, т.е. дух должен определять наше существование без всяких оговорок, но с другой стороны, одновременно с этим мы и очень материальные люди. Это означает, что без элементарной корки хлеба или еще чего-нибудь, лапши, например, мы через некоторое время умрем и все, не будет нас. Понятно, что такой исход применительно к каждому из нас совсем не предполагался Спасителем. Соответственно, нас разрывает внутреннее противоречие: какие же мы в своем существе, духовные или плотские? И как нам скорбно бывает, когда мы в результате некоторых самопознавательных усилий, вынуждены констатировать склонность к плотскому, к материальному. Так и бьемся в тенетах этого скорбного раздрая в нашей душе, особенно глядя на нашу цивилизацию, которая материальность возвела в непререкаемый авторитет: производить – покупать – потреблять, и так до бесконечности.
Подчас просто не знаешь, что с этим хлебом насущным делать, как его дифференцировать по правде Божией, что иногда приводит к выраженному абсурду. Стало уже правилом «внешним людям» приходить в храм и стыдить нас за свечной ящик в храме, за тарелки для пожертвований, за платные требы, за то, что свечки продаются за деньги и так далее и тому подобное бесконечно. Самое примечательное во всем этом – то, что мы сами начинаем стесняться этой материальной стороны жизни, комплексуем, приходим в стеснение, стыдимся. Правда, потом себя одергиваем, берем в руки и вспоминаем, что главная для православного человека молитва, которой нас научил Сам Господь, «Отче наш» имеет слова «хлеб насущный даждь нам днесь…». Только тогда немного успокаиваемся и начинаем догадываться, что есть какое-то внутреннее решение этого вопроса, когда мы должны быть рождены от Духа и в тоже время каждый день должны получать от Бога хлеб насущный. Надеюсь излишне пояснять, что за хлебом, как универсальным понятием, стоит мир нашего материального обеспечения во всем его многообразии.
Так вот, все это я говорю, по уже принятому у нас с вами обычаю, к тому, что сегодняшнее литургийное зачало проливает свет на этот вопрос, помогает нам взглянуть на обозначенную контрверзу духа и материи евангельскими глазами.
Предпринимая попытки постановки этого вопроса, в целях большей наглядности сделаю отступление и напомню вам, что перед выходом на общественное служение, Господь наш Иисус Христос имел 40-дневный пост, в конце которого взалкал. Это означает, что, несмотря на Свою Богочеловеческую природу, Он потерял силы, ослаб, стал нуждаться в пище. Я хочу этим подчеркнуть, что Сам Господь, Который был беспредельно духовен, говоря обывательским языком, нуждался в хлебе насущном, Он был истощен.
Далее следует любопытное продолжение. Именно в связи с постом Господь был искушаем дьяволом, который предложил соблазнительный и простой вариант Его дальнейшей проповеди, способный необычайно облегчить Господу путь общественного служения. Он говорит ему: «…если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Дьявол как бы говорит, что с помощью хлеба насущного очень многое решается сразу и без особенных трудностей. Будешь сыт, поддержишь в Себе жизнь, выйдешь к людям и, сделав им большое благо, приведешь к Истине, которую проповедуешь. Согласимся, ни трудностей, ни сложностей, толпы народов со всех сторон сразу устремились бы за Христом и все пришло бы к гармонии. Но, как мы знаем, Господь утверждает то положение, на которое мы опираемся в своей контроверзе, противостоящее торжеству плотского. Спаситель говорит: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Иначе говоря, Господь отказывается от пути, где материальный акцент просматривается с очевидностью, ясно давая нам понять, чем мы с вами должны жить.
Однако далее, сообразно разворачивающейся дальнейшей картине Его общественного служения, последовательность нами обдумываемой линии усложняется, и пример тому – только что услышанная история насыщения многочисленной общности, собравшейся на Его проповедь. Причем, обратите внимание, там собралось не пятьдесят человек, как мы с вами сейчас, но пять тысяч, а реальная цифра будет заходить за десять тысяч (мы помним примечание евангелиста «не считая женщин и детей», а их всегда больше). Получается огромная толпа – нам бы представить ее у себя перед храмом. Тут у нас на Троицу крестный ход собралось около трехсот человек, а что такое десять тысяч! Так вот, апостолы просят Господа отпустить народ, чтобы люди как-то нашли себе пропитание. Спасителю это было бы просто: отпустил и все, идите с миром, но Он прикладывает событиям совершенно другое направление – «вы дадите им есть» (Мф. 14:16).
Дальше мы с вами знаем, они все едят, видимо, не один час, все насыщаются, остаются остатки, которых много, значит, наелись все как следует. Теперь спрашивается, где же логика у Спасителя: в пустыне Он отказался от хлеба, а здесь пошел навстречу. А потом еще раз, только уже с семью тысячами человек. Понять это затруднительно.
Действительно, линейной логики мы здесь не найдем, да и не следует ее искать в таких сложнейших вещах, как дело спасения человечества. Здесь все совсем не просто, и многие богословы указывают на то, что ожидать жесткой корреляции совершения чуда: там нет, а здесь да, – не следует. Необходимо сосредоточиться на другой характеристике – состоянии человека. Где он ждет чуда, пришел за чудом, зависит от чуда, а где его мотивация детерминируется совершенно другими мотивами. В нашем случае совершения Спасителем чуда толпа была мотивирована совсем не хлебом, его никто там и не ждал. Им было хорошо с Господом, им хотелось слушать Его без конца. Они забыли про все и про голод в том числе, хотя забыть про него сложно. Если уж сосет под ложечкой, то никуда не денешься. А тут простые люди забыли – никаких возгласов из толпы евангелист не передает, – а вспомнили о пище апостолы.
Здесь главный наш вывод: когда человек приходит не за материальным, а за духовным, материальное подается ему буквально из ничего. Именно в этом ключе Спаситель неоднократно и веско замечает: «не заботьтесь о том, что вам есть и что пить…» (Мф. 6:31). Это вовсе не значит, что нужно лежать и пальцем не шевелить для своего пропитания, но никогда не надо ставить свое благополучие в центр своей жизни. Надо истово трудиться, но основным должен быть дух – тогда и все второстепенное подастся.
В этом суть глубокой контроверзы между духом и хлебом. В глубинах Божией мудрости она согласуется, но для этого постижения мы должны жить евангельским духом и очень хорошо всматриваться в такие евангельские события, какие представлены нам в сегодняшнем зачале. Сосредоточимся на этом случае, и пусть он будет проводником нашего пути. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2023 года | |||||
29 | среда 5 седмицы |
Мч. Сави́на | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Утреня. Мариино стояние |
18-00 | Весь причт | |||
30 | четверг 5 седмицы |
Четверток Великого канона. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | пятница 5 седмицы |
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня. Акафист Пресвятой Богородице | 18-00 | Весь причт | |||
1 | суббота 5 седмицы |
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. Мчч. Хриса́нфа и Да́рии. Прп. Симеона Псково-Печерского | Литургия пом.: отцы |
08-00 | прот.Валентин |
Иоанн, Алексий | |||||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
2 | воскре-сенье | Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Прпп. отцов, во обители св. Саввы убиенных. Прмч. Евфросина Синозерского, Новгородского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | иер.Алексий | |||
3 | понедель-ник, ваий | Прп. Иакова. Прп. Пахомия. Прп. Серафима Вырицкого | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
4 | вторник, ваий | Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Соборование | 18-00 | Весь причт | |||
5 | среда, ваий | Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | четверг, ваий | Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии. Свт. Артемия | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
7 | пятница, ваий | Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России |
Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
8 | суббота 6 седмицы, ваий |
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла | Литургия пом.: отцы |
08-00 | прот.Валентин |
Иоанн, Алексий | |||||
Всенощное бдение, исповедь | ВХ 18-00 НХ |
прот.Валентин иер.Алексий иер.Иоанн прот.Георгий |
|||
9 | ВЕРБНОЕ воскре-сенье | Неделя ваий (цветоносная). Вход Господень в Иерусалим. Мц. Матро́ны Солу́нской. Сщмч. Ирине́я | Литургия Исповедь |
ВХ 07-00 НХ |
иер.Алексий прот.Валентин иер.Иоанн прот.Георгий |
Литургия Исповедь: отцы |
10-00 | прот.Валентин | |||
Иоанн, Алексий | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.Алексий | |||
10 | Великий Поне-дельник | Страстна́я седмица. Прп. Иларио́на. Прп. Стефа́на | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
11 | Великий Вторник | Страстна́я седмица. Мчч. Марка, Кирилла и иных многих. Прпп. Марка, Ионы и Корнилия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
12 | Великая Среда | Страстна́я седмица. Прп. Иоанна Лествичника. Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт | |||
13 | Великий Четверто́к | Страстна́я седмица. Воспоминание Тайной Вечери. Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Прп. Ипатия | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня 12 Евангелий | 18-00 | Весь причт | |||
14 | Великий Пято́к | Страстна́я седмица. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Марии Еги́петской. Прп. Евфимия | Царские Часы | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня. Вынос Плащаницы | 13-00 | Весь причт | |||
Утреня. Погребение Плащаницы | 18-00 | Весь причт | |||
15 | Великая Суббота | Страстна́я седмица. Прп. Ти́та чудотворца | Литургия пом. |
07-00 | прот.Валентин Весь причт |
Освящение куличей и пасох с 08-00 до 20-00 | |||||
8.00—11.30 | иер.Иоанн | ||||
11.30—14.00 | прот.Валентин | ||||
14.00—17.00 | прот.Георгий | ||||
17.00—20.00 | иер.Алексий | ||||
Чтение Деяний апостольских в 21-30 | |||||
Полунощница. Канон Великой Субботы | ВХ 23-20 НХ |
прот.Валентин иер.Алексий прот.Георгий иер.Иоанн |
|||
16 | воскре-сенье | СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА | Пасхальная утреня Литургия | ВХ 00-00 НХ |
прот.Валентин иер.Алексий прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий |
|||
Литургия Исповедь |
10-00 | иер.Алексий прот.Валентин |
|||
Пасхальная вечерня | 17-00 | иер.Алексий | |||
17 | поне-дельник | Светлая седмица, сплошная. Прпп. Иосифа песнописца и Георгия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
18 | вторник | Светлая седмица, сплошная. Иверской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
19 | среда | Светлая седмица, сплошная. Свт. Евтихия. Свт. Мефодия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
20 | четверг | Светлая седмица, сплошная. Прп. Гео́ргия. Прп. Дании́ла | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
21 | пятница | Светлая седмица, сплошная. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» | Литургия Водосвятный молебен |
08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня Раздробление артоса | 18-00 | прот.Валентин | |||
22 | суббота | Суббота Светлой седмицы. Мч. Евпсихия. | Литургия Раздача артоса пом.: |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
23 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
24 | поне-дельник | Сщмч. Антипы. Прп. Иакова. Свт. Варсонофия, еп. Тверского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
25 | Радоница вторник |
Поминовение усопших. Прп. Василия исп., еп. Парийского. Иконы Божией Матери, именуемой «Муромская» | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
26 | среда | Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
27 | четверг | Свт. Марти́на исп., папы Римского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег | |||
28 | пятница | Апп. от 70 Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
29 | суббота | Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Симеона, еп. Персидского. Прп. Акакия, еп. Мелитинского. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Обретение мощей прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр |