Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице. О Закхее. 17 февраля 2013 г.

Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице. О Закхее. 17 февраля 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Братья и сестры, мы с вами в очередной раз вошли во временное пространство подготовки к Великому посту. Неделя о Закхее гласит о том, что пора нам заняться самым серьезным, чем только человеку по существу и должно заниматься, — подготовкой к Святой Четыредесятнице и самой Пасхе, главному православному празднику. К сожалению, иногда Великий пост воспринимается автономно, самобытно, в отрыве от Пасхи, а ведь он не что иное, как подготовка к ней, к тому, чтобы мы встретили ее, вошли в нее соответствующими хоть сколько-нибудь. Потому что соответствие события нашему состоянию есть ключевое условие понимания и ощущения события.
 
В этом смысле весьма характерны и одновременно ложны и бессмысленны обиды либеральных слоев общества атеистического извода — мол, почему всех в Рай не берут и как может Господь терпеть мучения в бездне людей, пусть даже и немножко грешных? На это существует очень веское замечание: если человек Раю не соответствует, то хоть засунь его туда насильно — он его не воспримет, ему будет очень тяжело, у него другая природа. Еще пример: мы всегда стараемся ревностно готовиться к Причастию, и все батюшки, и все люди с традицией детям говорят: «Читай правила ко Святому Причащению, читай» — и вот он ничего не понимает, он устал, ноет, недовольство проявляет... Казалось бы, зачем: ведь КПД там невысокий, масса народа вообще не понимает того, что читает, церковнославянского не разумеет. А затем, что в этом труде помимо рациональных составляющих есть еще и внутренние смысловые и психологические особенности, а именно осознание того важного, к чему ты приходишь. Поэтому все эти подготовки (безусловно, с некоторыми сокращениями для определенного рода людей) нужны. Вот и мы с вами всегда должны трудиться, все силы полагая, потому что хоть у нас смысла-то не хватает и духовности, но мы можем ногами дожать то, чего сердце не дожимает. И восполнить, и Богу принести хоть что-то. Поэтому из года в год я повторяю, как важны эти «подготовительные» недели. Если ты за это время как-то себя адаптируешь, то войдешь в Святой пост легко, и больше поймешь, и глубже проникнешь, и встретишь Пасху совершенно по-другому.
 
В традиции неделя о Закхее считается первой, хотя некоторые «продвинутые» уставщики полагают ее второй, потому что неделя о слепом Вартимее предшествует и уже начинает подготовку к посту. В этой связи мне хотелось бы сегодня с вами подумать о тех прописных вопросах, которые мы неоднократно поднимали: согласимся — ничего нового под Луной мы не обретем, Христос нам всё уже сказал, но и в этом сказанном мы вновь и вновь обретаем что-то особенное, бесконечно открываем Его для себя. Я хочу предложить вам, братья и сестры, тему о вере как о начальном посыле духовного нашего движения — эта тема затронута в евангельском рассказе, который очень символично, по мысли святых отцов, расположен в начале нашей подготовки к посту.
 
Напоминаю, что от веры всё идет, что она определяет нашу жизнь, причем в самом общем смысле — не только в духовном, который мы привыкли исследовать, но и в бытовом, и в культурном. Мы это часто недооцениваем: вроде знаем, что с веры всё и вся начинается, всё ей продолжается и на ее фундаменте созидается, а результаты этого знания минимальны. Рассмотрим на бытовом примере: человек рождается, подрастает, у него сознание появляется, а потом и самосознание. Сначала просто информацию собирает, как маленький ребенок: языком всё пробует, руками воспринимает, затем начинает что-то понимать, затем понимать начинает себя — что он в этом мире. Личностное начало проявляется тяжело, иногда со всякими скорбями, треволнениями, человек пытается осмыслить себя в контексте собственного будущего, и появляются у него какие-то романтические переживания, идиллии, предположения, фантазии и, в конечном итоге, конкретные желания — на кого он хотел бы быть похожим. Что это за внутренний интеллектуально фантастический конструкт такой? Не что иное, как задатки веры. И самое удивительное (хотя, на самом деле, это общее место) — чаще всего получается именно так, как хочет человек. Проблема заключается в том, что его верования и фантазии, идиллии и романтизмы бывают разного качества.
 
Самое верование наше бывает в смысле бытовом и культурном низкого пошиба, ограничивается разнообразными честолюбивыми притязаниями — как бы мне выглядеть покрасивше да место занять получше. И даже если человек соответствует этим притязаниям, в основе своей всё равно получается не очень хорошо и красиво, потому что вера, которую мы избираем на бытовом плане, занижена, искажена — вот проблема какая. Проблема, если веруем не во Христа мы, а в языческих божков — в вещи, фетиши, в деньги. Если мы веруем во Христа, то и уровень своего личностного становления задаем соответствующий. Если веруем не в то, что надо, то понижается весь жизненно смысловой уровень. И как хотелось бы, чтобы был синтез, чтобы вера высшая определяла и бытовой план, — но 90% населения земного шара разводит эти два плана и пусть и имеет представление о Боге, но безжизненное, то, которое не воплощается в подлинную веру и не конституирует жизнь так, как требовалось бы, строит совсем не того человека, которого хотелось бы видеть Богу. Мы это отлично знаем. Тогда вопрос — почему воз нашего состояния духовного и поныне там?..
 
Каждый раз, на всех проповедях, ставлю я этот вопрос для вас и для себя, потому что мы не имеем на него ясного и исполненного ответа, потому что это действительно тайна. Как хотелось бы верить, «как надо», иметь веру огромную и неодолимую, — но что для этого надо сделать? Чаще всего мы пытается делать для этого какие-то вещи формальные, пробуем так и сяк. И хорошо, что пробуем! В некоторых деноминациях — в протестантизме, например, — вообще отсутствует этот контекст, свойственный православию. Там всё предопределено, всё делится на две части: если одарил Господь человека, то он спасен, то и делать нечего, а если не предопределил ему Господь спастись — погиб, и ничего не поделаешь. Доктринально упрощается система, и человек не заморачивается: спасен — и всё, в дамках, и никаких вопросов. Здесь отсутствует составляющая волевого, свободного начала человека, которое так сильно в православии. У нас постоянно говорится, что дар спасения — действительно определяющий, но и от человека кое-что зависит, поэтому давай, попробуй, потренируйся, понудь себя, сделай эти поклоны пресловутые, тысячу в вечер — и тебе перспектива откроется достаточно значительная и внятная. Это тяжело, но возможно — пусть с потом и кровью, но игра стоит свеч, поэтому мы пытаемся это делать, хоть иногда и выпадаем в чистую обрядовость, механику и формализм.
 
Теперь вспомним сегодняшнее чтение, ибо все сказанное подводит нас к нему. Идет Господь, вокруг толпа, и среди толпы один человек, невзрачный, маленького роста, плюгавый, одним словом, да еще и гнилой по профессии — налоговик в дурном смысле: обобрал всех, презренный донельзя. Но — чинуша, важное место занимает в обществе. Все его ненавидят, а тронуть не смеют, не дай Бог. И вот он бегает в толпе, и, так как самый плюгавенький, ничего не видит и залезает на смоковницу. Господь поравнялся с древом, смотрит наверх и говорит: «К тебе иду». Представьте: Христос, известный учитель праведности, в том ареоле святости, которую чувствовала в Нем толпа, — и такую честь оказывает. Закхей, конечно, несется прием осуществлять, ковры стелет, ополоумевший от радости, и Господь идет к нему и начинает кушать, чем обозначает необычайную благожелательность. Да если к нам сейчас мэр приедет или хотя бы префект округа, все просто взбесятся от счастья, страха и ужаса — а тут Сам Господь! Честь огромная, все ропщут. Это мы знаем. Это всё понятно. Непонятно, почему Он, поравнявшись со смоковницей, говорит: «К тебе иду». Почему выбрал Господь его из всех? Не потому что он чинуша, конечно, не по признаку знатности, как сказали бы недруги православия. Нет, какой-то другой резон был у Господа, другая причина того, что Закхей был один удостоен, хотя там многие толкались, давились (я так понимаю, что, если бы там деревья были, они были бы облеплены, Закхей одно-единственное нашел).
 
Один проповедник прошлого века очень известный, протопресвитер Александр Шмеман говорит: «Закхей просто захотел увидеть Господа, и Он это почувствовал». Захотел. И здесь мы видим ключ к тому, о чем размышляли выше. Не просто Господь одарил его, а он захотел. У него проявилось внутреннее желание, направленность воли была повыше других — это очевидно. Мы знаем Господа: Он заметил бы любую слезу любого человека, где бы тот ни сидел, хоть сзади, хоть за заборе — заметил бы, конечно же (сколько примеров этого мы знаем!). А здесь Он именно в Закхее увидел то, чего не было у других. Увидел, что у Захкея волевой разворот осуществился. Как мы понимаем по контексту Евангелия, раз он у него осуществился, никогда и не кончится теперь — иначе это имя просто не попало бы в анналы почти святых: «неделя о Закхее» — такое «звание» кое-что значит в литургическом плане. Однажды захотев, Закхей уже никогда не останавливался, настолько сильным оказалось его внутреннее решение. «Кому должен, раздам, всех привечать буду» — обещает восторженный Закхей в благодарность Господу, сказавшему: «Днесь спасение сему дому бысть» и тем самым утвердившему колоссальность подвига, который у Закхея еще впереди и который он начал так славно и сильно.
 
И вот этот первый шаг, начальный порыв, этот прыжок в вечность от нас тоже требуется. И все препятствия для него: стеснительность, робость, лень, которая заглавная, хотя может быть окрашена, закамуфлирована — должны быть преодолены, и сегодняшнее евангельское событие — посыл для нас: может быть, мы все-таки пожелаем, сделаем этот шаг, начнем опять работу, которую три, пять или больше десятилетий уже делаем, и попытаемся сделать ее качественно лучше, потрудимся, понудим себя — с надеждой на то, что Бог-то не оставит, что всегда протянет Свою десницу, всегда откликнется на зов человека трудящегося, того, кто, может быть, и не очень одарен, но своими руками, своими поклонами, постничеством, своей вычитанной молитвой вносит вклад в общее созидание. Давайте посыл, заряд этих недель мы обдумаем и попробуем потрудиться, чтобы подготовить себя к Прощеному дню, к первой седмице Великого поста и чтобы поститься, не просто кишки выкручивая из себя, а с удовольствием и радостью. Помоги нам, Господи, в этом тяжелом труде, и не оставь нас, грешных, в этом пусть маленьком, но искреннем нашем созидании. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.