Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, храм этот стоит на имени, молитве, предстоянии пророка Божия Илии. Для нас престольный праздник — всегда особый день, по значению он как день рождения или, для православного человека, день тезоимениства. Перед своим днем рождения или именинами мы всегда чувствуем особенный трепет, как бы телесную пуповину, которая связывает нас с родителями, и духовную, которая связывает с нашим святым, с Небом. Так и день святого покровителя храма акцентирует нашу духовную связь с Ним. Кто-то об этой связи забывает (как некоторые и родителей своих сдают в дом престарелых, а то и живут так, будто их нет), и разрыв пуповины приводит к гибели духовной, а потом и телесной. Но если мы собрались сегодня здесь, значит, мы не забыли. И если нам удастся в этот день почтить память святого и от души помолиться ему, то мы сможем напитаться от этого потока, который соединяет нас с Небом.
Есть статистика: человек вне смысла жизни не может жить — он его начинает продуцировать. Если одно его мировоззрение рухнуло из-за разочарования, предательства, еще чего-то, то человек, даже в состоянии депрессии, сознательно или неосознанно начинает цепляться за что-то другое. Так действуют защитные механизмы души. Многие люди цепляются за алкоголь, развлечения, другие страсти. Мы же «цепляемся» за столб духовный, без которого не можем жить, берем от него смыслы и питаемся ими.
Каждый год мы размышляем об истории пророка Илии и бесконечно открываем для себя ее глубину в различных интерпретациях. Его история — это история заблуждений. Причем, заблуждений не одного человека, не двух и не трех, а всего народа. На примере наших семей мы понимаем, что если один близкий человек заблудший — это великая трагедия. А здесь народ! Мы знаем по истории Отечества, чем грозят такие массовые психозы. Вспомните майские демонстрации, например, 1965 года — это было грандиозное зрелище, братья и сестры. Как крестный ход, только не крестный, понимаете? Портреты как иконы, плакаты с лозунгами — как заповеди.
И вот в Израильском царстве времен пророка Илии, IX века до н. э., были такие же «демонстрации» идолопоклонничества и нечестия, и пророк Илия стоял перед вопросом — что делать? Жена царя Ахава, финикинянка Иезавель, установила культ Ваала и Астарты, ревнители благочестия были изгнаны из страны, а при дворе был учрежден целый штат жрецов Ваала. Пророк Илия приходил к царю Ахаву и к Иезавели, к советникам, а ему хохотали в лицо — «у нас все хорошо». И тогда он, не добившись ничего, что сделал? Он спродуцировал экологический катаклизм, которого на памяти мира не было. Были неурожайные годы, но засуха, которую он наслал на землю, стала беспримерным явлением. На несколько лет страну постиг голод (см. 3 Цар. 17, 1). Многие умерли, и дети, и женщины, и старики среди них. И люди возопили к справедливости.
Почему такое жестокое решение принял пророк? Если мы посмотрим немного со стороны, то поймем, что вопиять к справедливости, когда сам виноват во всем, немного неблагоразумно. Обратимся снова к примеру с нашими семьями: если, например, ребенок пошел не по той дорожке — есть ли смысл вопиять к справедливости? Ведь все это результат нашего с вами воспитания, наших рук дело и ответственны за это только мы. Мы своей навязчивостью ли, или глупостью, или домашним террором, или еще чем провоцируем такое, а потом кричим — за что, почему так получилось?
Вот в данном случае история Израиля, царя Ахава и Иезавели, израильского народа и Илии, она нам показывает, что те страшные жестокости, которые имели место тогда со смертями и все прочее они во многом обусловлены именно нашей жизнью, вот в чем дело.
Вот и история израильского народа была обусловлена его собственными грехами. И когда приходит понимание этого, народ трезвеет и, наконец, все жрецы Ваала и Астарты предаются казни (см. 3 Цар. 18, 40), и все возвращается на круги своя, давая возможность появиться на свет Божией Матери и состояться Рождеству — в духовном и космическом смысле все было, как и понимал пророк Илия, именно для этого. Но какой кровью, каким страданием…
Возвращаемся теперь к нашим семьям, к нашей истории. Что же должно случиться с народом, чтобы случился для очищения его такой мор? Историки говорят, что во времена Бориса Годунова на Преображение Господне люди по льду Москва-реку переходили — вот такой был неурожай, зима посреди лета. В революцию на Поволжье людей ели. Еще много таких страшных примеров можно привести и все они говорят об одном: о том, что мы сами провоцируем гнев Неба.
В этих примерах — своя педагогика, напоминание о необходимости дальновидности, об ответственности за свои поступки, расплата за которые может наступить не только в рамках одной семьи, но и в рамках целого народа. Часто мы живем по инерции, не задумываясь о своих мыслях, словах и действиях, которые кажутся нам априори правильными. Они и правда могут быть в контексте конкретной ситуации правильными — например, сказал человеку в лицо все, что о нем думаешь. Может быть, он на самом деле такой. Но говоря ему об этом, ты вредишь не ему, а себе, потому что такие мелкие нечестия скапливаются в твоей собственной душе как снежный ком.
Конечно, мы люди негосударственные, больших постов не занимаем и судьбоносных для всего народа решений не принимаем, поэтому, думая о содержательной стороне сегодняшнего праздника, должны в первую очередь обратиться к нашим семьям, близким, друзьям, коллегам, просто знакомым. Отзывчивы ли мы, благоразумны ли, дальновидны? Сегодняшнее Священное Писание напоминает о том, как важно включить страшный опыт, произошедший тысячелетия назад, в свое сердце и применить его уроки к своей жизни. Давайте помолимся об этом, братья и сестры, попросим Господа о вразумлении и помощи. Обратимся к Илье-пророку, который так много пережил, чтобы он молитвой помог нам избежать таких последствий в своей жизни и идти не к погибели, а к спасению. В этом помоги нам, пророче Божий Илие. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2023 года | |||||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт | |||
4 | суббота 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Ап. от 70-ти Архиппа |
Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня | 17-00 | иер.Александр | |||
6 | понед-к 2 седмицы |
Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
7 | вторник 2 седмицы |
Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Соборование | 10-00 | Весь причт | |||
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | среда 2 седмицы |
Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
9 | четверг 2 седмицы |
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | пятница 2 седмицы |
Свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
11 | суббота 2 седмицы |
Поминовение усопших. Свт. Порфи́рия, архиеп. Га́зского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Собор преподобных отец Киево-Печерских | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Валентин | |||
13 | понед-к 3 седмицы |
Прп. Василия исповедника. Прп. Кассиана Римлянина | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник 3 седмицы |
Прмц. Евдоки́и. Прп. Марти́рия Зеленецкого | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
15 | среда 3 седмицы |
Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
16 | четверг 3 седмицы |
Мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
17 | пятница 3 седмицы |
Прп. Гера́сима, иже на Иорда́не. Блгв. вел. кн. Даниила Московского. Прп. Герасима Вологодского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота 3 седмицы |
Поминовение усопших. Мч. Ко́нона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Мчч. 42-х во Амморе́е. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского. Иконы Божией Матери «Благодатное Небо» | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к 4 седмицы |
Крестопоклонная. Сщмчч. Василия, Ефрема | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник 4 седмицы |
Крестопоклонная. Святых сорока́ мучеников, в Севасти́йском е́зере мучившихся (перенос с 22 марта) | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | среда 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Урпасиана. Св. Кесария. Прав. Тарасия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Кодра́та и дружины его | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Соборование | 18-00 | Весь причт | |||
24 | пятница 4 седмицы |
Крестопоклонная. Свт. Софро́ния, патриарха Иерусали́мского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
25 | суббота 4 седмицы |
Крестопоклонная. Поминовение усопших. Прп. Феофана. Свт. Григория Двоеслова. Прп. Симеона Нового Богослова | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | иер.Иоанн | |||
27 | понед-к 5 седмицы |
Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
28 | вторник 5 седмицы |
Мч. Ага́пия и иже с ним | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | среда 5 седмицы |
Мч. Сави́на | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Утреня. Мариино стояние |
18-00 | Весь причт | |||
30 | четверг 5 седмицы |
Четверток Великого канона. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | пятница 5 седмицы |
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня. Акафист Пресвятой Богородице | 18-00 | Весь причт |