Во имя Отца, Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры! Сегодня в связи с только что прочитанным воскресным зачалом Евангелия мне бы хотелось напомнить одну народную мудрость, которую я уже неоднократно говорил вам. Она очень известна и плотно связана с темой сегодняшнего чтения. Звучит просто: если хочешь испортить отношения с родными, близкими, друзьями — или дай им в долг, или возьми у них в долг. При этом ваши отношения испортятся если не на всю жизнь, то надолго. Мудрость верна, жизненно насущна и прочно вошла в наше сознание.
Специфика этого вопроса отражает значительный пласт нашей жизни. Я бы сказал, необычайно важный, занимающий большое место в нашем земном существовании. Несколько отступая от темы, стоит заметить, что в целом наши взаимоотношения с близкими людьми зиждутся на нескольких принципиальных моментах. Среди них такие, как любовь, привязанность, ответственность, отношения экономические и технические. Можно еще долго перечислять, но в целом они укладываются в два направления. Первое — нравственно-духовные отношения. Второе — экономическо-технические связи.
Так вот, сегодняшняя евангельская тема соединяет во единое целое эти два, казалось бы, противоположные направления. Это совершенно непостижимо, и потому притча Христова безмерно, необычайно мудра. Мы должны вдуматься и попытаться этот труднейший вопрос приложить к житейской почве, чтобы найти ответ, как поступать в том или ином случае.
Давайте возьмем и проанализируем такую знакомую ситуацию — родственник взял в долг у родственника. Тут же завязывается сложный конгломерат противоречий. Почему? Потому что все займы, кредиты, просьбы о получении денег тем или иным образом связаны с процентами. Либо явными, либо скрытыми. Очевидный, прямой процент — это когда мы приходим в банк и слышим: «С вас 11, 18, 25% сверх тех денег, которые вы берете». А скрытый в том, что, приходя к близким и вроде бы явно не обозначая, не оговаривая процент, мы его все равно имеем, только платим или нет, а дающий, следовательно, получает или нет. «Проценты» эти есть всегда и вопрос только один — в чем они выражаются? Один дал — и счастлив. Другой взял — и тоже доволен, думая «я же отдам, ничего не утаю!» Но проходит время. Например, полгода, за которые все меняется и 50 взятых когда-то тысяч превратились при отдаче в 40, если сравнивать, на что их можно было раньше потратить, что купить, куда вложить и какую материальную прибыль получить. Другой момент. Как быстро мы отдаем? Долги тянутся годами. И когда приносят долг через восемнадцать месяцев, а обещали через шесть, то у отдающего в голове даже и мысли не возникает: сколько он отдает? Да столько, сколько брал! Но заимодатель-то все посчитал и он-то обижен, причем серьезно.
Ладно, хорошо, он — дающий — имеет некую «прибавочную стоимость», дивиденды в Царствии Небесном. Там у него появился большой «плюс» — он же доброе дело сделал, помог близкому. Он осознанно ставит эту «свечу» — дает в долг и смиренно терпит отведенное время. А остальные месяцы, которые идут сверх обещанного, что делает человек? Злобится! А взявший в долг этого не замечает. И в конечном итоге, у нас все равно получается конфликт. У каждого что-то свое саднит, каждый находится в отрицании.
Возможно ли разрешить этот конфликт? Нет, потому что с точки зрения рядового обывателя оба правы. У одного свое, у другого тоже свое, каждый по-своему невиновен. А сколько таких случаев в жизни! Одна моя знакомая сделала благое дело — прописала у себя малознакомых, очень нуждающихся людей. А они взяли кредит на этот адрес и съехали, исчезли аж в другой стране. И банк едва ли не опечатал квартиру. Вот частный случай. А что происходит в макроэкономических отношениях, когда одно государство берет у Всемирного банка ссуду и потом ее отдает спустя годы или вообще не отдает? Как с этим быть? Сейчас ощущение, что в мире все должны всем. Все должны США, сама Америка Китаю должна, Поднебесная должна другим странами и так далее — до бесконечности.
Эти примеры привожу вам для того, чтобы показать — обозначенные вопросы неразрешимы в человеческой жизни. И только Господь дает разрешение проблемы. В сегодняшнем зачале Евангелия экономические и нравственные вопросы сходятся в единой точке. Обратите внимание, как это описано в притче (Мф., 77 зач., 18, 23-35). Царь — это Сам Господь. И Он выстраивает взаимоотношения, казалось бы, в самом невероятном смысле, на экономической почве. Вот Он призывает Своего раба (нас с вами) и требует десять тысяч талант. Совершенно невероятные, огромные для того времени деньги. Раб не может этого сделать, молит простить долг. Господь прощает. И тут же человек идет к своему близкому и за какие-то сущие копейки займа сажает того в долговую яму. И здесь Христос выстраивает удивительные отношения разницы потенциалов великодушия и низости, которая заложена в основу самих взаимоотношений. Он выстраивает такую модель, говоря: «Я тебе простил, а ты ему нет. Почему? И ты хочешь еще, чтобы экономические отношения у тебя были жизнеспособными? Так у тебя ничего не получится! Если ты не имеешь единственно годного для такой сложной ситуации ингредиента — великодушия, то ты тогда вообще ничего не будешь иметь!» В основу экономики Он кладет нравственные отношения, говоря, что только они одни могут ее спасти.
Опять обращусь к примерам из жизни. Вспомните, сколько Советский Союз вкладывал когда-то в Африку, в Кубу, некоторые страны Латинской Америки, в другие государства? Миллиарды. Он что, собирался получить их обратно? Братья и сестры, нет! То же и с другими странами. Вкладывают и часто не надеются получить назад. Потому что есть закон: что вложишь через великодушие, к тебе вернется через сам экономический процесс, который по существу и есть самый важный (когда он останавливается, наступает полный крах). И действительно возвращается.
Эти правила торжествуют вслед за Христом. Но часто, к сожалению, они не доходят до нашего сердца, до наших личных отношений. Наши бесконечные ссоры, нескончаемые памятования кто кому и что не отдал, разъедают нас и наш внутренний мир, давят на нас. Никакой справедливости здесь нет, той, к которой мы привыкли, ибо в мире правит философия неравенства. И только на основании этого кажущегося нам неравенства, которое на самом деле есть великодушие, может происходить что-то хорошее.
Братья и сестры, вдумаемся вновь и вновь в этот притчевый рассказ Господа нашего Иисуса Христа, который Он предлагает нам. Вдумаемся для того, чтобы осознать слова Его: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Если мы поступим с ближним своим по-Божески, Господь поступит с нами так же. Поэтому, насколько хватит у нас взрастить то самое великодушие, братья и сестры, настолько наше с вами благоденствие дальше и будет. Давайте попросим Господа, чтобы Он включил в наше сердце, в наше существо этот рассказ, чтобы мы с легким сердцем не только брали, но и отдавали. Помоги нам в этом, Господи! Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года | |||||
30 | суббота | Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь Раздача артоса | 08-00 | прот.Валентин |
пом: Весь причт | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | прот.Валентин | |||
иер.Алексий, иер.Иоанн |
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери | Литургия, исповедь: все | 07-00 | прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
2 | поне-дельник | Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | вторник | Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины Вселенская панихида |
Литургия, исп.: весь причт | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
4 | среда | Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
5 | четверг | Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | пятница | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
7 | суббота | Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
9 | поне-дельник | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия, благодарств. молебен, лития | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | вторник | Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
11 | среда | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин | |||
12 | четверг | Девяти мучеников Кизических | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Николай | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | пятница | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
14 | суббота | Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: иер.Иоанн | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр | |||
16 | поне-дельник | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | вторник | Прмц. Пелагии, девы Тарсийской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
18 | среда | Преполовение Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
19 | четверг | Прав. Иова Многострадального | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | пятница | Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | суббота | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
23 | поне-дельник | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
24 | вторник | Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | среда | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
26 | четверг | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
27 | пятница | Мч. Исидора | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | суббота | Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Олег | |||
30 | поне-дельник | Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | вторник | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
2 | четверг | Вознесение Господне | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
3 | пятница | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин |