Во имя Отца, Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры! Сегодня в связи с только что прочитанным воскресным зачалом Евангелия мне бы хотелось напомнить одну народную мудрость, которую я уже неоднократно говорил вам. Она очень известна и плотно связана с темой сегодняшнего чтения. Звучит просто: если хочешь испортить отношения с родными, близкими, друзьями — или дай им в долг, или возьми у них в долг. При этом ваши отношения испортятся если не на всю жизнь, то надолго. Мудрость верна, жизненно насущна и прочно вошла в наше сознание.
Специфика этого вопроса отражает значительный пласт нашей жизни. Я бы сказал, необычайно важный, занимающий большое место в нашем земном существовании. Несколько отступая от темы, стоит заметить, что в целом наши взаимоотношения с близкими людьми зиждутся на нескольких принципиальных моментах. Среди них такие, как любовь, привязанность, ответственность, отношения экономические и технические. Можно еще долго перечислять, но в целом они укладываются в два направления. Первое — нравственно-духовные отношения. Второе — экономическо-технические связи.
Так вот, сегодняшняя евангельская тема соединяет во единое целое эти два, казалось бы, противоположные направления. Это совершенно непостижимо, и потому притча Христова безмерно, необычайно мудра. Мы должны вдуматься и попытаться этот труднейший вопрос приложить к житейской почве, чтобы найти ответ, как поступать в том или ином случае.
Давайте возьмем и проанализируем такую знакомую ситуацию — родственник взял в долг у родственника. Тут же завязывается сложный конгломерат противоречий. Почему? Потому что все займы, кредиты, просьбы о получении денег тем или иным образом связаны с процентами. Либо явными, либо скрытыми. Очевидный, прямой процент — это когда мы приходим в банк и слышим: «С вас 11, 18, 25% сверх тех денег, которые вы берете». А скрытый в том, что, приходя к близким и вроде бы явно не обозначая, не оговаривая процент, мы его все равно имеем, только платим или нет, а дающий, следовательно, получает или нет. «Проценты» эти есть всегда и вопрос только один — в чем они выражаются? Один дал — и счастлив. Другой взял — и тоже доволен, думая «я же отдам, ничего не утаю!» Но проходит время. Например, полгода, за которые все меняется и 50 взятых когда-то тысяч превратились при отдаче в 40, если сравнивать, на что их можно было раньше потратить, что купить, куда вложить и какую материальную прибыль получить. Другой момент. Как быстро мы отдаем? Долги тянутся годами. И когда приносят долг через восемнадцать месяцев, а обещали через шесть, то у отдающего в голове даже и мысли не возникает: сколько он отдает? Да столько, сколько брал! Но заимодатель-то все посчитал и он-то обижен, причем серьезно.
Ладно, хорошо, он — дающий — имеет некую «прибавочную стоимость», дивиденды в Царствии Небесном. Там у него появился большой «плюс» — он же доброе дело сделал, помог близкому. Он осознанно ставит эту «свечу» — дает в долг и смиренно терпит отведенное время. А остальные месяцы, которые идут сверх обещанного, что делает человек? Злобится! А взявший в долг этого не замечает. И в конечном итоге, у нас все равно получается конфликт. У каждого что-то свое саднит, каждый находится в отрицании.
Возможно ли разрешить этот конфликт? Нет, потому что с точки зрения рядового обывателя оба правы. У одного свое, у другого тоже свое, каждый по-своему невиновен. А сколько таких случаев в жизни! Одна моя знакомая сделала благое дело — прописала у себя малознакомых, очень нуждающихся людей. А они взяли кредит на этот адрес и съехали, исчезли аж в другой стране. И банк едва ли не опечатал квартиру. Вот частный случай. А что происходит в макроэкономических отношениях, когда одно государство берет у Всемирного банка ссуду и потом ее отдает спустя годы или вообще не отдает? Как с этим быть? Сейчас ощущение, что в мире все должны всем. Все должны США, сама Америка Китаю должна, Поднебесная должна другим странами и так далее — до бесконечности.
Эти примеры привожу вам для того, чтобы показать — обозначенные вопросы неразрешимы в человеческой жизни. И только Господь дает разрешение проблемы. В сегодняшнем зачале Евангелия экономические и нравственные вопросы сходятся в единой точке. Обратите внимание, как это описано в притче (Мф., 77 зач., 18, 23-35). Царь — это Сам Господь. И Он выстраивает взаимоотношения, казалось бы, в самом невероятном смысле, на экономической почве. Вот Он призывает Своего раба (нас с вами) и требует десять тысяч талант. Совершенно невероятные, огромные для того времени деньги. Раб не может этого сделать, молит простить долг. Господь прощает. И тут же человек идет к своему близкому и за какие-то сущие копейки займа сажает того в долговую яму. И здесь Христос выстраивает удивительные отношения разницы потенциалов великодушия и низости, которая заложена в основу самих взаимоотношений. Он выстраивает такую модель, говоря: «Я тебе простил, а ты ему нет. Почему? И ты хочешь еще, чтобы экономические отношения у тебя были жизнеспособными? Так у тебя ничего не получится! Если ты не имеешь единственно годного для такой сложной ситуации ингредиента — великодушия, то ты тогда вообще ничего не будешь иметь!» В основу экономики Он кладет нравственные отношения, говоря, что только они одни могут ее спасти.
Опять обращусь к примерам из жизни. Вспомните, сколько Советский Союз вкладывал когда-то в Африку, в Кубу, некоторые страны Латинской Америки, в другие государства? Миллиарды. Он что, собирался получить их обратно? Братья и сестры, нет! То же и с другими странами. Вкладывают и часто не надеются получить назад. Потому что есть закон: что вложишь через великодушие, к тебе вернется через сам экономический процесс, который по существу и есть самый важный (когда он останавливается, наступает полный крах). И действительно возвращается.
Эти правила торжествуют вслед за Христом. Но часто, к сожалению, они не доходят до нашего сердца, до наших личных отношений. Наши бесконечные ссоры, нескончаемые памятования кто кому и что не отдал, разъедают нас и наш внутренний мир, давят на нас. Никакой справедливости здесь нет, той, к которой мы привыкли, ибо в мире правит философия неравенства. И только на основании этого кажущегося нам неравенства, которое на самом деле есть великодушие, может происходить что-то хорошее.
Братья и сестры, вдумаемся вновь и вновь в этот притчевый рассказ Господа нашего Иисуса Христа, который Он предлагает нам. Вдумаемся для того, чтобы осознать слова Его: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Если мы поступим с ближним своим по-Божески, Господь поступит с нами так же. Поэтому, насколько хватит у нас взрастить то самое великодушие, братья и сестры, настолько наше с вами благоденствие дальше и будет. Давайте попросим Господа, чтобы Он включил в наше сердце, в наше существо этот рассказ, чтобы мы с легким сердцем не только брали, но и отдавали. Помоги нам в этом, Господи! Аминь.
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года | |||||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
5 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | поне-дельник | Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Царские часы Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | ||||
Всенощное бдение | 18-00 | ||||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
7 | вторник | РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | |
Избранные части всенощной | 00-00 | Литургия | |||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Великая вечерня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
8 | среда | Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | четверг | Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | пятница | Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | суббота | Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
12 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Христова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | вторник | Обре́зание Господне. Свт. Василия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
15 | среда | Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | четверг | Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
17 | пятница | Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
18 | суббота | На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления | Литургия Великая агиасма |
08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН ВЕСЬ ПРИЧТ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА |
Литургия | 07-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | поне-дельник | Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
21 | вторник | Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | среда | Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | четверг | Попразднство Богоявления. Свт. Григория | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | пятница | Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
25 | суббота | Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
26 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | поне-дельник | Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
28 | вторник | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
29 | среда | Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ |