Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице. О десяти девах. 27 января 2013 г.

Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице. О десяти девах. 27 января 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Братья и сестры! Один мой знакомый, который всю жизнь прожил в церковной среде, решил в зрелом возрасте заняться преподаванием Священного Писания в воскресной школе, и, спустя некоторое время, услышал я от него такие слова: «Не может быть: всю жизнь прожил — и, оказывается, не знал, какая бездна сокровищ в Ветхом и Новом Завете сокрыта». В связи с этим опытом сегодня я хотел бы предложить и нам вместе подумать на примере очередного евангельского воскресного текста над тем, как удивительно христианство, насколько бездонно Священное Писание: по мере того, как углубляешься в него, открывается всё новое и новое без конца и без края. Из парадоксов соткана ткань Священного Писания, и чем больше парадоксов, тем труднее для ума: иногда ты в бессилии останавливаешься и понимаешь, что тебе этого не уразуметь никогда, потому что скрывается за этим нечто грандиозное, но одновременно открывается многообразие, характеризующее сложность и богатство самой жизни.
 
Я хотел бы предложить вам поразмышлять, вопреки сложившейся практике, не над темой сегодняшнего воскресного чтения о богатом юноше, о котором мы довольно часто говорим, а о втором чтении, которое связано с днем памяти равноапостольной Нины. Это чтение редко выпадает на воскресные беседы, поэтому есть повод нам подумать о нем сегодня. Этот евангельский текст повествует о десяти девах. Господь рассказывает образную, символичную, многосмысловую притчу. Есть ряд притч, весьма таинственных, я бы сказал, которые плохо встраиваются в нашу систему логического понимания — и эта притча именно такая. Напоминаю, что в ней идет речь о десяти девах, которые должны были подготовиться к встрече жениха, должны были запастись светильниками, чтобы принять его в ночи. Пять дев, которые что-то соображали более-менее, подготовились, а пять продрыхли, как это называется у нас, грешных, и, когда пришел жених, заахали и заохали, потому что ничего не успели сделать. Фабула проста, но с углублением в смысл начинается самое интересное и тяжелое для нас, потому что мы воспитаны в духе жертвы Христовой, Его крестной смерти и полагания всего Его Существа ради каждого из нас в каждый час и в каждый подвернувшийся случай. Согласно этому, прозевавшие лентяйки должны были бы претендовать на часть чужого масла — пять расторопных дев должны были бы поделиться с ними. И мы должны так делать всегда и стараемся так делать — делиться последним.
 
Тем не менее, когда мы читаем евангельский текст дальше, видим, что происходит иное. Мудрые девы говорят: «Проспали — ну и бегите на рынок сами». И те бегут. А жених в это время приходит, говорит двери закрыть и не впускать больше никого. Понятно, что ситуация эта не из разряда «не успел к обеду», а поважнее. Опоздавшие девы начинают ломиться внутрь, просить: «Господи, да как же, мы вот принесли…». А Он отвечает очень жестоко, однозначно: «Не знаю вас». Здесь, конечно, бездна открывается. Девы оказываются не у дел — и не просто на праздничном обеде, а в жизни не у дел. Этот резкий ответ свидетельствует о какой-то высшей прагматике, вот в чем дело. А какая прагматика может быть, когда мы говорим о христианстве, о жертвенности, о Самом Христе? Ну проспали какие-то девы — что с того? Апостолы тоже спали — так Он будил их и будил. А этих вот будить не пожелал. Когда мы начинаем складывать это в единый логический контекст, он не складывается, получается противоречие, когда в каком-то случае Господь просто-напросто поступает жестоко — и вроде бы, незаслуженно. Но раз в Евангелие это прописано, раз Господь так говорит и поступает, то, значит, у Него эта мозаика сходится, кусочки складываются в картину мира, где есть своя логика, свой замысел и своя премудрость. У нас, к счастью, хватает ума не выискивать эти противоречия, а попытаться принять их в себя, переварить и сделать своим содержанием.
 
Мне хотелось бы сказать, что эта тема оказывается необычайно актуальной в контексте нашего исторического этноса, нашего русского начала, которое я бы так назвал — беспредельное русское разгильдяйство. Из притчи о девах ясно, что бывают моменты, когда непозволительно Самого Христа представлять гладенько, сливочно, как часто Его представляют. Это неверно, и сегодняшний приточный материал будто говорит нам: «Народ, одумайся, не то ты делаешь!». В связи с этим мне вспоминается один случай. Я был на даче, часть домашних пошла в магазин, и вдруг дождь полил страшный. А мы акафист стали читать. Они приходят все мокрые и вопрошают: «Что ж вы зонты не подвезли?» — «А мы молились». Это запомнилось мне на всю жизнь. Они как мокрые ощипанные простуженные вороны — а мы молились. Есть такие моменты, когда надо не молиться, а бежать и делать. И вот понимание того, что и когда нужно делать, в сознании нашем попросту отсутствует. Читаю акафист — а он с голоду мрет. Ближнему пролежни нужно промазать, а я говорю: «Вот помолюсь сначала часок, а потом уж…». Это очень хорошо, но ты молись и смазывай пролежни лекарством одновременно.
 
Вспоминаю еще случай: как-то в армии нам, салагам, человек шесть нас было, сказали собраться быстренько, чтобы куда-то ехать. Был у нас один маменькин сынок, который сам ничего не мог сделать. И вот мы ходили и всем миром его собирали вместо того, чтобы собираться самим. Пришел ефрейтор, и кроме мата, как вы понимаете, мы от него ничего не услышали. Мы опоздали, нас наказали... Хорошо, тогда спокойное время было, но через двадцать лет началась чеченская война и мы с вами стали десятки, сотни тысяч людей отправлять на тот свет. Почему? Да потому что армия, в которой я служил и которая вот так собирала одного, серьезно вообще ничего не могла и не может сделать. И если что-то страшное случится у нас здесь и сейчас, мы не сможем сделать ни-че-го. Вчера на педагогическом совете мы рассуждали: «Этот не может… этот не может… а один дьякон вообще обиделся, когда к нему обратились с предложением кое-что сделать для активизации образовательного процесса в школе. "Какие дела, мне сессию в институте надо сдать, что это вообще такое?! Я занят"». И я подумал о десяти девах. Про кого эта притча? Про нас, совершенно точно. Есть такое выражение: «Захочешь дело угробить — обратись к православному». Представляете себе? Не обидно? А что, разве это неправда? Правда, братья и сестры. Почему происходит эта грандиозная трагедия? Ответ мы читаем в притче о девах: «Опоздали». Кто не успел, тот опоздал. И это действительно страшно. Наши бесконечные благочестивые рассуждения — «а вот я хотел бы… а как я старалась и как стараюсь…» — оказываются не к месту, как выясняется.
 
Снова и снова вчитываясь в евангельские строки, мы понимаем, насколько они глубоки. Они дают нам понять, что жизнь слишком многообразна и не везде вознаграждается сусальная благость, когда мы, закатив глазки, говорим мечтательно: «Да, ах, надо бы помочь ближнему…». Притча о девах обращена к самому нашему русскому самосознанию, она призывает нас к тому, чтобы мы немножко взбодрились, оглянулись и посмотрели: наши воздыхания стоят чего-то или нет? И, возможно, их лучше бы скрестить с самым обыкновенным делом?.. Притча о девах необычайно ценна и поучительна для нас потому, что показывает, как Господь жестко — и заслуженно — иногда решает вопросы. Те примеры, которые я привел вам — из армии, из летнего отдыха — практические, а есть и духовные вопросы, которые несравненно важнее — и в них также бывают принципиальнейшие моменты, где не до рассуждения, где надо действовать и всё, просто действовать. Помоги нам, Господи, вложить себе в голову и в сердце многообразие картин Евангелия, бездну смыслов Священного Писания, которое пусть даст нам обогащение и понимание неоднозначности картины мира. Помоги нам, Господи, не опоздать. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.