Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице. О десяти девах. 27 января 2013 г.

Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице. О десяти девах. 27 января 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Братья и сестры! Один мой знакомый, который всю жизнь прожил в церковной среде, решил в зрелом возрасте заняться преподаванием Священного Писания в воскресной школе, и, спустя некоторое время, услышал я от него такие слова: «Не может быть: всю жизнь прожил — и, оказывается, не знал, какая бездна сокровищ в Ветхом и Новом Завете сокрыта». В связи с этим опытом сегодня я хотел бы предложить и нам вместе подумать на примере очередного евангельского воскресного текста над тем, как удивительно христианство, насколько бездонно Священное Писание: по мере того, как углубляешься в него, открывается всё новое и новое без конца и без края. Из парадоксов соткана ткань Священного Писания, и чем больше парадоксов, тем труднее для ума: иногда ты в бессилии останавливаешься и понимаешь, что тебе этого не уразуметь никогда, потому что скрывается за этим нечто грандиозное, но одновременно открывается многообразие, характеризующее сложность и богатство самой жизни.
 
Я хотел бы предложить вам поразмышлять, вопреки сложившейся практике, не над темой сегодняшнего воскресного чтения о богатом юноше, о котором мы довольно часто говорим, а о втором чтении, которое связано с днем памяти равноапостольной Нины. Это чтение редко выпадает на воскресные беседы, поэтому есть повод нам подумать о нем сегодня. Этот евангельский текст повествует о десяти девах. Господь рассказывает образную, символичную, многосмысловую притчу. Есть ряд притч, весьма таинственных, я бы сказал, которые плохо встраиваются в нашу систему логического понимания — и эта притча именно такая. Напоминаю, что в ней идет речь о десяти девах, которые должны были подготовиться к встрече жениха, должны были запастись светильниками, чтобы принять его в ночи. Пять дев, которые что-то соображали более-менее, подготовились, а пять продрыхли, как это называется у нас, грешных, и, когда пришел жених, заахали и заохали, потому что ничего не успели сделать. Фабула проста, но с углублением в смысл начинается самое интересное и тяжелое для нас, потому что мы воспитаны в духе жертвы Христовой, Его крестной смерти и полагания всего Его Существа ради каждого из нас в каждый час и в каждый подвернувшийся случай. Согласно этому, прозевавшие лентяйки должны были бы претендовать на часть чужого масла — пять расторопных дев должны были бы поделиться с ними. И мы должны так делать всегда и стараемся так делать — делиться последним.
 
Тем не менее, когда мы читаем евангельский текст дальше, видим, что происходит иное. Мудрые девы говорят: «Проспали — ну и бегите на рынок сами». И те бегут. А жених в это время приходит, говорит двери закрыть и не впускать больше никого. Понятно, что ситуация эта не из разряда «не успел к обеду», а поважнее. Опоздавшие девы начинают ломиться внутрь, просить: «Господи, да как же, мы вот принесли…». А Он отвечает очень жестоко, однозначно: «Не знаю вас». Здесь, конечно, бездна открывается. Девы оказываются не у дел — и не просто на праздничном обеде, а в жизни не у дел. Этот резкий ответ свидетельствует о какой-то высшей прагматике, вот в чем дело. А какая прагматика может быть, когда мы говорим о христианстве, о жертвенности, о Самом Христе? Ну проспали какие-то девы — что с того? Апостолы тоже спали — так Он будил их и будил. А этих вот будить не пожелал. Когда мы начинаем складывать это в единый логический контекст, он не складывается, получается противоречие, когда в каком-то случае Господь просто-напросто поступает жестоко — и вроде бы, незаслуженно. Но раз в Евангелие это прописано, раз Господь так говорит и поступает, то, значит, у Него эта мозаика сходится, кусочки складываются в картину мира, где есть своя логика, свой замысел и своя премудрость. У нас, к счастью, хватает ума не выискивать эти противоречия, а попытаться принять их в себя, переварить и сделать своим содержанием.
 
Мне хотелось бы сказать, что эта тема оказывается необычайно актуальной в контексте нашего исторического этноса, нашего русского начала, которое я бы так назвал — беспредельное русское разгильдяйство. Из притчи о девах ясно, что бывают моменты, когда непозволительно Самого Христа представлять гладенько, сливочно, как часто Его представляют. Это неверно, и сегодняшний приточный материал будто говорит нам: «Народ, одумайся, не то ты делаешь!». В связи с этим мне вспоминается один случай. Я был на даче, часть домашних пошла в магазин, и вдруг дождь полил страшный. А мы акафист стали читать. Они приходят все мокрые и вопрошают: «Что ж вы зонты не подвезли?» — «А мы молились». Это запомнилось мне на всю жизнь. Они как мокрые ощипанные простуженные вороны — а мы молились. Есть такие моменты, когда надо не молиться, а бежать и делать. И вот понимание того, что и когда нужно делать, в сознании нашем попросту отсутствует. Читаю акафист — а он с голоду мрет. Ближнему пролежни нужно промазать, а я говорю: «Вот помолюсь сначала часок, а потом уж…». Это очень хорошо, но ты молись и смазывай пролежни лекарством одновременно.
 
Вспоминаю еще случай: как-то в армии нам, салагам, человек шесть нас было, сказали собраться быстренько, чтобы куда-то ехать. Был у нас один маменькин сынок, который сам ничего не мог сделать. И вот мы ходили и всем миром его собирали вместо того, чтобы собираться самим. Пришел ефрейтор, и кроме мата, как вы понимаете, мы от него ничего не услышали. Мы опоздали, нас наказали... Хорошо, тогда спокойное время было, но через двадцать лет началась чеченская война и мы с вами стали десятки, сотни тысяч людей отправлять на тот свет. Почему? Да потому что армия, в которой я служил и которая вот так собирала одного, серьезно вообще ничего не могла и не может сделать. И если что-то страшное случится у нас здесь и сейчас, мы не сможем сделать ни-че-го. Вчера на педагогическом совете мы рассуждали: «Этот не может… этот не может… а один дьякон вообще обиделся, когда к нему обратились с предложением кое-что сделать для активизации образовательного процесса в школе. "Какие дела, мне сессию в институте надо сдать, что это вообще такое?! Я занят"». И я подумал о десяти девах. Про кого эта притча? Про нас, совершенно точно. Есть такое выражение: «Захочешь дело угробить — обратись к православному». Представляете себе? Не обидно? А что, разве это неправда? Правда, братья и сестры. Почему происходит эта грандиозная трагедия? Ответ мы читаем в притче о девах: «Опоздали». Кто не успел, тот опоздал. И это действительно страшно. Наши бесконечные благочестивые рассуждения — «а вот я хотел бы… а как я старалась и как стараюсь…» — оказываются не к месту, как выясняется.
 
Снова и снова вчитываясь в евангельские строки, мы понимаем, насколько они глубоки. Они дают нам понять, что жизнь слишком многообразна и не везде вознаграждается сусальная благость, когда мы, закатив глазки, говорим мечтательно: «Да, ах, надо бы помочь ближнему…». Притча о девах обращена к самому нашему русскому самосознанию, она призывает нас к тому, чтобы мы немножко взбодрились, оглянулись и посмотрели: наши воздыхания стоят чего-то или нет? И, возможно, их лучше бы скрестить с самым обыкновенным делом?.. Притча о девах необычайно ценна и поучительна для нас потому, что показывает, как Господь жестко — и заслуженно — иногда решает вопросы. Те примеры, которые я привел вам — из армии, из летнего отдыха — практические, а есть и духовные вопросы, которые несравненно важнее — и в них также бывают принципиальнейшие моменты, где не до рассуждения, где надо действовать и всё, просто действовать. Помоги нам, Господи, вложить себе в голову и в сердце многообразие картин Евангелия, бездну смыслов Священного Писания, которое пусть даст нам обогащение и понимание неоднозначности картины мира. Помоги нам, Господи, не опоздать. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2022 года
29 вторник Ап. и евангелиста Матфе́я Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
30 среда Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
1 четверг Мчч. Платона и Романа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
2 пятница Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
3 суббота Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
4 воскре-сенье Неделя 25-по Пятидесятнице. Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Введению 17-00 иер.Александр
5 поне-дельник Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 вторник Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
7 среда Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
8 четверг Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
9 пятница Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
10 суббота Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»
(Престольный праздник)
Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
11 воскре-сенье Неделя 26-по Пятидесятнице. Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Иоанн
12 поне-дельник Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
13 вторник Апостола Андрея Первозва́нного Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
14 среда Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
15 четверг Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
16 пятница Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородск. Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
17 суббота Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́ Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн, иер.Алексий
18 воскре-сенье Неделя 27-по Пятидесятнице. Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
19 поне-дельник Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
20 вторник Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
21 среда Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
22 четверг Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
23 пятница Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
24 суббота Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
25 воскре-сенье Неделя 28-по Пятидесятнице, святых праотец. Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист свт. Спиридону 17-00 иер.Николай
26 поне-дельник Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
27 вторник Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александ
28 среда Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
29 четверг Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
30 пятница Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
31 суббота Суббота пред Рождеством Христовым. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
Новогодний молебен ~20-30
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.