Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в День Святой Троицы. 31 мая 2015 г.

Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в День Святой Троицы. 31 мая 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Братья и сестры, прежде всего, хотелось бы поздравить вас с Днем Святой Троицы – с праздником, которые многие в нашем мире недооценивают. Есть главенствующие празднования, такие как Пасха или Рождество, за которыми подчас Троица теряется, как бы уходит на второй план. Происходит это потому, что и Пасха, и Рождество действительно величайшие события, но в то же время они более понятны для нашего психологического восприятия. Но, тем не менее, мы должны вводить Троицу в наше сознание и добиваться понимания, что она для нас значит, почему она так необходима нам.

Трудность такого понимания состоит прежде всего в том, что это действительно премудрый, очень глубокий и таинственный праздник. Троица говорит о догмате трех ипостасей, где Господь един по существу и при этом в трех лицах. Эту антиномию, взаимоисключающие вещи, казалось бы, обыкновенному человеку, как он не старается, невозможно понять до конца. При поступлении в нашу воскресную школу для взрослых, куда приходят люди, уже считающие себя православными, то есть с определенным статусом и знаниями, на вступительных экзаменах я часто задаю им вопрос: «А во что вы верите?» И людям очень часто бывает крайне сложно четко сформулировать свой ответ. Да, напрашивается: «в Троицу Единосущную и Нераздельную». Но что это такое? Я уже не говорю о людях совсем сторонних, которые к храму имеют косвенное отношение. Как же трудно им понять, что такое Троица! Мне также часто вспоминается в связи с этим такая байка от наших православных бабушек-старушек. Сколько из них считали, да и сейчас считают, что Троица - это Спаситель, Божья Матерь и Николай Угодник. Вот такая чудесная и «понятная» всем троица. Это, в общем-то, пусть и не правильное, но благочестивое утверждение, не лишенное веры, говорит нам о богословской сложности догматических вероучительных истин, которые, тем не менее, нам необходимо знать.

Уже многие годы, выходя к вам с размышлениями и думами об этом дне, я не переставал указывать на то, что Троица есть открытие Нового Завета перед нами. Когда Церковь рождается, Господь «с огненными языками» ее устанавливает. С веяния Духа Святаго начинается новая эпоха. Уже вчера мы пели с вами «Царю Небесный…» - молитву Духа Святаго, Который снизошел на землю и оживотворил ее Благодатью. И эта Благодать, братья и сестры, сильно разнится, отличается от прошлого времени Ветхого Завета. Мы должны с вами понимать и ценить это.

Мы всегда недовольны существующей действительностью, нам всегда кажется, что хуже сегодняшнего дня быть не может. Это такая психологическая данность, которая есть на самом деле не что иное, как заблуждение. Мы его культивируем, как в той поговорке о том, что «и кипяток в нашей юности вообще был другим». Такая психологическая затравка, конечно, может быть уважаема, но в определенный момент она должна нами сильно корректироваться. В противном случае своей критической рефлексией мы перечеркиваем все благодатное делание, все, что старались произвести в той или иной степени удачно наши предки, трудясь для осуществления Христовых начинаний.

Так вот, еще раз хочу обозначить важный момент: время Новозаветное и Ветхозаветное – разнуется. У нас большие наработки в культуре, а еще больше – это шаги технической цивилизации… Мой отец всегда рассказывал: «Сын! Ты понимаешь, что такое мое детство? Я всегда хотел есть!» Все, кто застал войну, понимают, о чем идет речь. И ни один из наших бомжей сейчас не находится в таком положении. Ни один. Это, конечно, дар Божий, что человечество так преуспело в техническом отношении. И заслуга христианского мира в таком развитии огромна, такая синергия глобальных преображений неизмерима, что мы должны понимать, ценить, за что благодарить Господа.

Догмат о Троице, ниспосланный нам во времена Нового Завета, прорисованный интеллектуальной мыслью и духом святых отцов, дал возможность создавать великую культуру. Я уже много говорил о христианском средневековье, которое являет нам пример красоты. Там бесспорно много недостатков, но сейчас мы должны сосредоточиться на том, какая это красота есть. И если мы ее не увидим, то грех нам. Тогда это будет неблагодарность Богу и нашим предкам, которые так или иначе поучаствовали в большом, созидательном труде. Потому что среди множества недостатков выделяется особое достоинство тех времен - напряжение духа. Вот вы приходите, предположим, в Кремль, и видите удивительные соборы. А теперь представьте на секунду, какие рядом были халупы здесь в16-м веке?! Туда войти было стыдно и страшно, а рядом – прекрасные храмы! Или Константинополь, Собор Святой Софии... Задумайтесь о том, какие огромные средства нужно было выделить нищим, голодным людям, чтобы такое построить! И это явление ничего другого, как того самого напряжения духа, которое умело мыслить и жить глобально. Это жертва. И мера ее велика. Попробуй-ка мы сейчас эту жертву осуществить! Сколько раз мне приходилось цитировать историю восстановления Храма Христа Спасителя при Алексие II. Сколько я сам слышал окриков «Зачем строят храм? Это дорого! Лучше на детский сад! На питание неимущим! Или всем раздать поровну!» А ведь в наших условиях удельный вес этой жертвы беспредельно мал по сравнению с тем прошлым. Их примеры – это показатель гениальной мудрости и глобального напряжения духа, той религиозной и философской жизни, которая тогда бурлила, била ключом, жила. И это было действительно подлинное духовное напряжение, явившее самую эпоху.

Сегодня День Святой Троицы. А мы с вами продолжатели Нового Завета и ничего другого. И вопрос к нам: как мы живем? Насколько наша с вами жертвенность действует и осуществляется? Как мы с вами, наследники, преемники деяний Христовых, их продолжаем? Как мы отвечаем за это? Конечно, многие скажут: «А что я? Делаю, что могу!» Но в чем выражается отступничество, непонимание новозаветного? Прежде всего, в мельчании духа, когда люди разучились жить глобальными категориями, когда происходит дробление человека как такового. «Об этом я не думал, за это я не отвечаю, генетики доказали, что есть наследственность, и, если мои предки пили и воровали, то что мне остается делать? Также пить и воровать. А я-то сам не причем!» Вот это и есть дробление человека на дискретные части. Какие бы грехи я сам не делал, пусть отвечает кто-то. При всей резонности определенных биохимических процессов, уходит основное – исчезает сам человек. Он мельчает, думая не о том, как построить собор, храм, не о философских категориях, не о духовном стержне своем, а о проблемах незначительных и суетных. И вот эти тенденции как раз и размельчают ту ткань, которую заповедал Христос, что Дух Святой оплодотворил и когда-то наши с вами предки осуществили.

В Троицын день необходимо пересмотреть эту самую ситуацию. Никто не призывает всех стремиться к гигантскому, не надо каких-то особых подвигов, но в то же время необходимо понуждение, борьба со своей ленью, трусостью, с засасывающим болотом бытовых проблем, ради которых мы очень часто не можем пожертвовать ни чем. А исчезает очень многое. Культура, в первую очередь. Технический прогресс у нас еще как-то движется вперед, но «не переживайте» – он обязательно закончится, если жертвенное начало в нас угаснет. Если личность человеческая растворится, рассосется, потеряет свое измерение, обязательно это приведет к плачевным результатам техногенной цивилизации.

Но Господь с нами. Поэтому, братья и сестры, в этот святой, значимый для нашего мира день будем просить Господа, чтобы дал сил и разумения продолжить Новый Завет, а не впадать в Ветхий. Чтобы мы все-таки были новыми людьми, как заповедовал Христос, что и сделал Он, что сделали наши святые отцы и многие простые люди прошлых поколений. И не будем смущаться того, что большая часть мира думает по-другому, ибо дорогу осилит идущий. Помоги нам в этих трудах, Господи. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 четверг Мчч. Памфила и иже с ним Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2024 года
1 пятница Вмч. Феодора Тирона.  Сщмч. Ермогена Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
2 суббота Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
3 воскре-сенье Неделя о блудном сыне.  Ап. от 70-ти Архиппа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Александр
4 поне-дельник Прп. Льва. Прмч. Корнилия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 вторник Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 среда Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
7 четверг Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
8 пятница Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
9 суббота Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
10 воскре-сенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Свт. Порфирия, архиеп. Газского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Иоанн
11 поне-дельник Седмица сырная — масленица. Прп. Прокопия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
12 вторник сырный Прп. Василия исповедника. Блж. Николая Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
13 среда сырная Прп. Кассиана Римлянина Часы, вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 прот.Георгий
14 четверг сырный Прмц. Евдокии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
15 пятница сырная Сщмч. Феодота, еп. Киринейского Часы, вечерня 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 прот.Валентин
16 суббота сырная Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
17 воскре-сенье Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня с чином Прощения 17-00 Весь причт
18 поне-дельник Седмица 1-я Великого поста. Мч. Ко́нона Исаврийского Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 прот.Валентин
19 вторник Вторник 1-й седмицы Великого поста. Мчч. 42-х во Амморе́е Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 прот.Георгий
20 среда Среда 1-й седмицы Великого поста. Сщмчч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 иер.Иоанн
21 четверг Четверг 1-й седмицы Великого поста. Прп. Феофилакта Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 иер.Алексий
22 пятница Пятница 1-й седмицы Великого поста. Мч. Кодра́та и дружины его (с 23 марта) Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 прот.Валентин
Утреня. Общая исповедь 18-00 Весь причт
23 суббота Суббота 1-й седмицы. Вмч. Феодора Тирона. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (с 22 марта) Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
24 воскре-сенье Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня 17-00 иер.Николай
25 поне-дельник Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Георгий
26 вторник Вторник 2-й седмицы. Свт. Никифора, патриарха Константинопольского Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Соборование 10-00 Весь причт
Утреня 18-00 иер.Иоанн
27 среда Среда 2-й седмицы. Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 иер.Алексий
28 четверг Четверг 2-й седмицы. Мч. Ага́пия и иже с ним Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Пятница 2-й седмицы. Мч. Сави́на Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
30 суббота Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
31 воскре-сенье Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Вечерня. Пассия 17-00 прот.Валентин
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.