Рождественский пост — последний пост года, предваряющий собой светлый праздник Рождества Христова и подготавливающий нас, верующих, к его достойной встрече.
Рождественский пост иногда называют Филипповым, так как заговение на него приходится на 27 ноября — день памяти св. ап. Филиппа.
Еще одно именование Рождественского поста — Малая Четыредесятница — напоминает нам, что Праздник Рождества Христова, согласно Церковному уставу, считается второй Пасхой, а установленный перед Рождеством пост, подобно Великому посту, длится 40 дней (с 28 ноября — по 6 января).
Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Изначально Рождественский пост продолжался чуть больше семи дней, но на Соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было заповедано хранить сорокодневный пост перед Великим Праздником Рождества Христова.
Зачем соблюдать пост телесный и как это делать?
«Все благочестиво постящиеся, — учит Церковный устав, — должны строго соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Рождественским постом на монастырской трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством.
В Сочельник пища не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова).
(Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником!)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы вступили в Рождественский пост, в период, когда мы шаг за шагом подымаемся к дивному дню, когда мы будем созерцать Бога, ставшего человеком ради спасения нашего. И в сегодняшнем Послании, в преддверие этого поста, апостол Павел нам говорит, что Христос разрушил средостение, которое отделяло Бога и человека, как бы закрыл Собой пропасть, которая лежала между Богом и Его тварью. Много столетий до Рождества Христова, в своем борении Иов многострадальный взывал: где же тот человек, который станет между мною и Судьей моим, который возложит руки свои на Его плечо и на мое плечо, держа обоих как бы вместе, собирая разделенное, соединяя тех, кого разделила человеческая неправда: Бога и человека? Своим чутьем, своим дивным чутким человеческим сыновним сердцем он ожидал Того, Кто, соединив наконец несоединимое, примирит его с Судьей, перед Которым он стоял и в Ком он не мог видеть, подобно его друзьям, Властителя, который на всё имеет право.
И пришел этот Человек, Господь Иисус Христос; и простер Он Свои руки, и соединил Он Бога и человека; и когда мы думаем об этих руках простертых, соединяющих Творца и тварь — разве мы не видим Христа распятого на кресте? Он пришел; Он встал на грани, где встречается Божия правда и неправда человеческая, Божия любовь и человеческий отказ от любви. Он встал там, где все силы зла были сосредоточены, чтобы уничтожить человека. Всецело, до конца, неограниченно Единый с Богом, Он предстал перед людьми Своего времени; и эти люди, потому что они не могли, не хотели принять безусловно, безгранично своего Бога, отвергли и Его свидетеля.
Ему не оказалось места в граде человеческом, Ему не оказалось места даже умереть там. Он был выведен из человеческого стана, Он был распят вне града Иерусалима, отверженный, выкинутый из рода человеческого, потому что до конца Он хотел быть с Богом. Но одновременно, став человеком по любви, став человеком, чтобы нас спасти, приняв на Себя без ограничений все, что составляет человечество и человеческую судьбу, Он остался при последнем Своем предсмертном борении один перед лицом молчащего Бога.
И когда Он умирал на кресте, Он оказался один, как остается один каждый человек, потерявший Бога и умирающий от этой потери. Отверженный и оставленный, Он воскликнул: Боже Мой, Боже Мой — зачем Ты Меня оставил?.. Оставленный Богом, изверженный людьми, Он в Себе соединил всю трагедию человечества, и Он умер и сошел в глубины ада. Уже на земле Он прикасался к тому, что можно назвать адом человеческой жизни — его неправде, греховности, оскверненности, обезбоженности, бесчеловечности, и умерев, потому, что Он хотел быть единым с нами, Он пошел туда, куда уходит всякая душа, потерявшая Бога : в глубины мрака и отчаяния, туда, где Бога нет.
И тогда совершилось величайшее чудо соединения, как говорится в пасхальной песне: ад широко раскрылся, чтобы пленить Того человека, который его побеждал на земле, и с ужасом обнаружил, что этот человек — Сам Бог, сошедший во ад. И того ада, куда тысячелетиями сходили люди, потерявшие Бога, уже не стало: нет больше места, где Бога нет. Здесь началось это чудо победы, это разрушение средостения, закрылась пропасть, всё теперь в пределах Христовой любви и Христовой приобщенности к нам. Он соединился с нами так, что приобщился даже предельному ужасу потери Бога, и теперь нет такого существа, нет такого человека, который был бы вне Христовой тайны; нет такого безбожника на земле, который более страшно, чем Христос, познал потерю Бога, когда воскликнул: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?
Средостение пало, пропасть закрыта, путь отверст, и сейчас мы идем к тому времени, к той светозарной и таинственной ночи, когда Бог становится человеком и начинается этот путь Господень ко кресту, к смерти, во ад, и к воскресению, которым Он нас возводит к жизни вечной, потерянной еще нашими праотцами.
Поэтому будем идти к этому празднику благоговейно, готовиться, чтобы и в нашем сердце пало средостение, чтобы и в нашей жизни закрылась пропасть, которая нас отделяет от Бога, от любви, от человека, от жизни. И тогда радостно, благоговейно, трепетно встретим Младенца Христа, отдающего Себя в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти. Слава Ему за Его любовь, за Его отдачу, за Его бесконечное к нам терпение! Ответим же на Его любовь — любовью, на Его надежду, на Его веру в нас — ответим!
Аминь!
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | вторник | Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́ и кн. Февро́нии, Му́ромских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
10 | четверг | Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
11 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаа́мских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
12 | суббота | СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 5-я по Пятидесятнице. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | поне-дельник | Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | вторник | Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | среда | Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Полиелей | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
17 | четверг | Святых Царственных страстотерпцев | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
18 | пятница | ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | суббота | Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 6-я по Пятидесятнице. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
21 | поне-дельник | ЯВЛЕ́НИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
28 | поне-дельник | Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | вторник | Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Вмц. Мари́ны (Маргариты) | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Мч. Емилиа́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
2 | суббота | Пророка Илии́ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ |