Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, вот уже и 5-я Неделя Великого поста. Когда я размышлял над своим сегодняшним словом, понял, что все прошедшие недели Четыредесятницы исправно постился, читал молитвы — именно читал, — делал все механически, бездумно. Способность размышлять или, как говорят святые, смотреть внутрь себя — дар, которого не хватает многим из нас. Мне вспоминается фильм «Чего хотят женщины»: когда Ник, герой Мэла Гибсона, в самом конце фильма теряет дар слышать мысли женщин и растерянно спрашивает у одной: «Вы сейчас о чем-то думаете?», она быстро ставит его на место: «Я всегда о чем-то думаю!». Но просто думать о том, что видишь: солнце весеннее, птички поют... — этого мало. Размышлять, глубоко размышлять — настоящий талант.
Каждый день жизни ставит нас перед необходимостью размышлять. В юности я открыл для себя поэзию Федерико Гарсии Лорки. Среди прочего мне понравилась одна его мысль: «Одиночество — это удел сильных». «Разве я слабый?» — подумал я в свои молодые годы и решил провести эксперимент. Объявил родителям, что буду писать диплом, уехал на дачу и жил там полгода один. И спустя полгода уже по-другому смотрел на это утверждение… Одиночество — удел сильных? Одиночество, которое было у меня, — гордое, скорее добровольная палата № 6, а не одиночество, о котором говорил Лорка. Что же он имел в виду? Я стал размышлять и пришел к выводу — он говорил об одиночестве с Богом. Святитель Феофан писал, что, находясь в затворе — а он находился в строгом затворе 22 года, — не чувствовал одиночества. Стены кельи не стесняли его: пребывая в Боге, он жил полноценной жизнью, двери были закрыты — а он мог путешествовать по разным странам и мирам в молитвах. «…пока вы не в духе живете, не ждите счастия», — писал святитель. Но это сила веры! А если человек — атеист, если у него нет Бога? Свято место пусто не бывает. В Евангелии сказано: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11, 24–26). Недавно я услышал фразу. Звучит она так, будто девушка обращается к подруге, но на самом деле это разум обращается к душе: «— Ты одна? — Нет, всегда со мной мои гордость и глупость». Когда в душе нет Бога, там есть гордость и глупость. Во всей истории человечества находим примеры тому. Как был горд Денница, который говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис. 14, 13–14), а потом — как он пал! Как жалел Адам о том, что по неразумию своему возгордился и захотел быть яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3, 5)… История человечества полна примеров того, когда люди, возгордившись, совершали глупости — то есть, выпадали в грех, ведь что есть грех как не глупость.
В минувшую среду мы читали житие преподобной Марии Египетской. Сегодня слышали евангельское зачало о том, как апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы просились сесть одесную и ошую Христа во славе Его (Мк. 10, 32–45). Что объединяет эти повествования? Борьба с гордостью. Еще подготовительные недели к Великому посту поставили нас перед выбором: между фарисеем, который доволен собой, который говорит: «Я пощусь, я даю десятину, я, я, я... вот какой я хороший», — и мытарем, которому хватило сил только на то, чтобы произнести: «Господи, помилуй мя падшего» (Лк. 18, 9–14). Если вспомнить притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31), то перед нами откроется и перспектива того, что будет, если мы уподобимся одному или другому: будем как фарисеи — будем как богач; чтобы быть как Лазарь на лоне Авраамовом, нужно быть как мытарь.
Однако же не только мы — это само собой разумеется, — но и святые мужи и жены бывали искушаемы помыслами гордости. Старец Зосима, о котором мы узнаем из жития преподобной Марии Египетской, стоял у бездны гордыни: «А есть ли еще молитвенник такой, как я?..» — вопрошал он. И Господь повел его в пустыню, чтобы тот увидел Марию и перед Божиим величием, явленным в ней, «повергся ниц, усердно молясь и не смея произнести ничего, кроме "Господи, помилуй!"». И когда в сегодняшнем евангельском чтении апостолы обращаются ко Господу, чтобы сесть им одесную и ошую Его, — что движет ими?..
Святая Церковь помогает нам бороться с этим тяжким грехом. На страницах Святого Евангелия читаем, как Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди преподносит нам так называемый нравственный закон (Мф. 5, 3–12). Заповеди блаженства поются на каждой Литургии, но обращаем ли мы на них должное внимание? А ведь первым блаженством как раз наносится удар по тягчайшему смертному греху, из которого произрастают все остальные, — греху гордыни. Блаженны нищие духом. Я долго не понимал, что это значит. Нищий — лишенный чего-то. Если у меня нет духа, то откуда радость, блаженство?.. Потом только я понял, что Господь имел в виду: блаженны не нищие Духом Святым, а духом противления, духом гордости. Человек, который не обретает в себе этого злого духа, на самом деле должен быть счастлив. Бороться с гордыней — именно к этому призывает Христос. Бороться так, чтобы слезы очищения брызнули из глаз. Поэтому следующая заповедь блаженств — блаженны плачущие. И когда человек очищается в борьбе с тяжким грехом, он становится кротким. Блаженны кротции… Я призываю милость Божию на наши тяжкие труды борьбы с гордостью и подготовки себя к святым дням Великой Пасхи. Давайте помолимся сейчас о том, чтобы Господь сподобил нас принять святые дни с чистым сердцем, и чтобы Христово Воскресение для нас просияло, и чтобы мы были блаженными — такими, какими заповедовал нам быть Господь. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Мчч. Платона и Романа | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
2 | суббота | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
4 | поне-дельник | Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
5 | вторник | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр, д.Николай | |||
6 | среда | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
7 | четверг | Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | пятница | Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 27-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение» | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист «Зна́мению» | 17-00 | прот.Олег | |||
11 | поне-дельник | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
12 | вторник | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
13 | среда | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
14 | четверг | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | пятница | Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородск. | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 28-я по Пятидесятнице. Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Николай | |||
18 | поне-дельник | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | вторник | Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
20 | среда | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
21 | четверг | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
22 | пятница | Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист свт. Спиридону | 17-00 | иер.Иоанн | |||
25 | поне-дельник | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
26 | вторник | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
27 | среда | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
28 | четверг | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | пятница | Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
31 | воскре-сенье | Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Новогодний молебен | 17-00 | прот.Валентин |