Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, вот уже и 5-я Неделя Великого поста. Когда я размышлял над своим сегодняшним словом, понял, что все прошедшие недели Четыредесятницы исправно постился, читал молитвы — именно читал, — делал все механически, бездумно. Способность размышлять или, как говорят святые, смотреть внутрь себя — дар, которого не хватает многим из нас. Мне вспоминается фильм «Чего хотят женщины»: когда Ник, герой Мэла Гибсона, в самом конце фильма теряет дар слышать мысли женщин и растерянно спрашивает у одной: «Вы сейчас о чем-то думаете?», она быстро ставит его на место: «Я всегда о чем-то думаю!». Но просто думать о том, что видишь: солнце весеннее, птички поют... — этого мало. Размышлять, глубоко размышлять — настоящий талант.
Каждый день жизни ставит нас перед необходимостью размышлять. В юности я открыл для себя поэзию Федерико Гарсии Лорки. Среди прочего мне понравилась одна его мысль: «Одиночество — это удел сильных». «Разве я слабый?» — подумал я в свои молодые годы и решил провести эксперимент. Объявил родителям, что буду писать диплом, уехал на дачу и жил там полгода один. И спустя полгода уже по-другому смотрел на это утверждение… Одиночество — удел сильных? Одиночество, которое было у меня, — гордое, скорее добровольная палата № 6, а не одиночество, о котором говорил Лорка. Что же он имел в виду? Я стал размышлять и пришел к выводу — он говорил об одиночестве с Богом. Святитель Феофан писал, что, находясь в затворе — а он находился в строгом затворе 22 года, — не чувствовал одиночества. Стены кельи не стесняли его: пребывая в Боге, он жил полноценной жизнью, двери были закрыты — а он мог путешествовать по разным странам и мирам в молитвах. «…пока вы не в духе живете, не ждите счастия», — писал святитель. Но это сила веры! А если человек — атеист, если у него нет Бога? Свято место пусто не бывает. В Евангелии сказано: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11, 24–26). Недавно я услышал фразу. Звучит она так, будто девушка обращается к подруге, но на самом деле это разум обращается к душе: «— Ты одна? — Нет, всегда со мной мои гордость и глупость». Когда в душе нет Бога, там есть гордость и глупость. Во всей истории человечества находим примеры тому. Как был горд Денница, который говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис. 14, 13–14), а потом — как он пал! Как жалел Адам о том, что по неразумию своему возгордился и захотел быть яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3, 5)… История человечества полна примеров того, когда люди, возгордившись, совершали глупости — то есть, выпадали в грех, ведь что есть грех как не глупость.
В минувшую среду мы читали житие преподобной Марии Египетской. Сегодня слышали евангельское зачало о том, как апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы просились сесть одесную и ошую Христа во славе Его (Мк. 10, 32–45). Что объединяет эти повествования? Борьба с гордостью. Еще подготовительные недели к Великому посту поставили нас перед выбором: между фарисеем, который доволен собой, который говорит: «Я пощусь, я даю десятину, я, я, я... вот какой я хороший», — и мытарем, которому хватило сил только на то, чтобы произнести: «Господи, помилуй мя падшего» (Лк. 18, 9–14). Если вспомнить притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31), то перед нами откроется и перспектива того, что будет, если мы уподобимся одному или другому: будем как фарисеи — будем как богач; чтобы быть как Лазарь на лоне Авраамовом, нужно быть как мытарь.
Однако же не только мы — это само собой разумеется, — но и святые мужи и жены бывали искушаемы помыслами гордости. Старец Зосима, о котором мы узнаем из жития преподобной Марии Египетской, стоял у бездны гордыни: «А есть ли еще молитвенник такой, как я?..» — вопрошал он. И Господь повел его в пустыню, чтобы тот увидел Марию и перед Божиим величием, явленным в ней, «повергся ниц, усердно молясь и не смея произнести ничего, кроме "Господи, помилуй!"». И когда в сегодняшнем евангельском чтении апостолы обращаются ко Господу, чтобы сесть им одесную и ошую Его, — что движет ими?..
Святая Церковь помогает нам бороться с этим тяжким грехом. На страницах Святого Евангелия читаем, как Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди преподносит нам так называемый нравственный закон (Мф. 5, 3–12). Заповеди блаженства поются на каждой Литургии, но обращаем ли мы на них должное внимание? А ведь первым блаженством как раз наносится удар по тягчайшему смертному греху, из которого произрастают все остальные, — греху гордыни. Блаженны нищие духом. Я долго не понимал, что это значит. Нищий — лишенный чего-то. Если у меня нет духа, то откуда радость, блаженство?.. Потом только я понял, что Господь имел в виду: блаженны не нищие Духом Святым, а духом противления, духом гордости. Человек, который не обретает в себе этого злого духа, на самом деле должен быть счастлив. Бороться с гордыней — именно к этому призывает Христос. Бороться так, чтобы слезы очищения брызнули из глаз. Поэтому следующая заповедь блаженств — блаженны плачущие. И когда человек очищается в борьбе с тяжким грехом, он становится кротким. Блаженны кротции… Я призываю милость Божию на наши тяжкие труды борьбы с гордостью и подготовки себя к святым дням Великой Пасхи. Давайте помолимся сейчас о том, чтобы Господь сподобил нас принять святые дни с чистым сердцем, и чтобы Христово Воскресение для нас просияло, и чтобы мы были блаженными — такими, какими заповедовал нам быть Господь. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |