Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306–337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.
По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно». В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.
После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся «великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление».
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона Патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, — тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: «Вся чиста чистым» (Тит. 1, 15)».
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. «Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу († ок. 348). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме). Память его вторично совершается в субботу сырную.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года | |||||
30 | суббота | Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь Раздача артоса | 08-00 | прот.Валентин |
пом: Весь причт | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | прот.Валентин | |||
иер.Алексий, иер.Иоанн |
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери | Литургия, исповедь: все | 07-00 | прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
2 | поне-дельник | Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | вторник | Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины Вселенская панихида |
Литургия, исп.: весь причт | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
4 | среда | Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
5 | четверг | Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | пятница | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
7 | суббота | Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
9 | поне-дельник | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия, благодарств. молебен, лития | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | вторник | Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
11 | среда | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин | |||
12 | четверг | Девяти мучеников Кизических | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Николай | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | пятница | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
14 | суббота | Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: иер.Иоанн | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр | |||
16 | поне-дельник | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | вторник | Прмц. Пелагии, девы Тарсийской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
18 | среда | Преполовение Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
19 | четверг | Прав. Иова Многострадального | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | пятница | Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | суббота | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
23 | поне-дельник | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
24 | вторник | Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | среда | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
26 | четверг | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
27 | пятница | Мч. Исидора | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | суббота | Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Олег | |||
30 | поне-дельник | Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | вторник | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
2 | четверг | Вознесение Господне | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
3 | пятница | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин |