Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа 2019 г.

Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа 2019 г.

К глубокому пониманию и особенному отношению обязывает нас успенский праздник, завершающий всю последовательность праздников нашего очередного богослужебного года. Много раз приходилось уже говорить, что вся жизнь православного человека складывается из событий, главные содержательные вехи которых основываются на событиях евангельской истории.

Для многих «внешних», т.е. людей, косвенно относящихся к Церкви или не имеющих к ней никакого отношения, история складывается из перечня событий: профессиональных обязанностей на работе, нескольких праздников, чаще всего Нового года и 8 марта, да ряда отпускных периодов. Иными словами, все то, что для человека оказывается запоминающимся, выходящим из ряда однородных событий, складывается в историю. Для нас же, верующих людей, все должно быть иначе. Как православные, мы должны быть ориентированы на бытийственно укорененные смыслы. Согласимся, что события Рождества Богоматери, Введения Ее во Храм, Благовещения, Рождества Христова, Воскресения Христова и других праздников года всецело завязаны на глубокие смыслы, определяющие саму нашу жизнь и нашу вечность, т.е. то, что будет после нашей смерти.

Так вот, наша история – для каждого из нас, поставившего в центр событий жизни не Новый год с его Хроносом, пожирающим время, или 8-е марта с его весьма причудливым содержательным наполнением, а тему спасения и вечной жизни – история сегодня подходит к своему завершению, ибо Успение есть окончание священных событий всего года, в связи с чем этот праздник обретает для нас очень большой и одновременно труднопостигаемый смысл.

Праздник этот, на самом деле, труден для понимания – недаром «внешние» люди оказываются в большом затруднении при его классификации именно как праздника. Вот умерла Божия Матерь, есть похороны, есть за богослужением минорная музыка песнопений, например: «Апостолы от конец совокупльшеся зде..», да и ряда других. «В молитвах неусыпающую Богородицу...» – более минорного, грустного настроения трудно придумать. Поэтому подход как к отпеванию понятен – все плачут и грустят, а у нас Успение называется двунадесятым праздником, т.е. предполагающим торжество. Для понимания этого оформление службы у нас очень торжественное и величественное, что еще больше обостряет различие подходов: рационального и сердечного. Первое предполагает смертную тоску, ведь хоронят близкого, дорогого человека, а второе – великую радость, которую, получается, испытывают православные по этому поводу.

В связи с таким камнем преткновения необходимо раскрывать тему Успения и делать ее ясной и прозрачной, т.е. доподлинно объяснить миру, чему же мы радуемся.

Приходится вновь и вновь говорить, что для человечества есть очень немного вещей, о которых говорится как о последних и самых глубоких событиях, и среди них –тема смерти. Мы много уже раз говорили, что каких бы убеждений ни придерживался человек, но от вопроса смерти он никуда не денется. Поэтому вся мировая культура в разных модусах своего осуществления: музыке, литературе, искусстве, кинематографе и проч. – вращается вокруг этого вопроса. Он всюду, и, отталкиваясь от него, закручивается вся жизненная мировая проблематика.

Испокон веков человечество бьется над этой проблемой, пытаясь нащупать пути ее разрешения. Сколько раз за прошедшие годы я приводил пример светского безрелигиозного мира, который, не будучи в силах с ней справиться, пытается нивелировать факт смерти, максимально сократив внимание к ней, сняв всякий акцент с этого события. Для этого используются технические средства: выделяются и хорошо организуются специальные службы, предоставляя возможность участвовать в похоронах  минимальным и кратковременным образом, ограничить контакт с умершим, почти его не видя, минимально вспоминать о нем в последующие дни в разговорах и обсуждениях, ограничивать участие детей в похоронах, в то время как в православной Церкви считается, что ребенка не следует отгораживать от сопричастности к тайне смерти. В целом, об этом много говорится и сводится в конечном счете все к следующему: одними (внешним) уменьшить свое участие в факте смерти, а другими (православными), напротив, разбудить внимание к этому факт и понять, что противоположное отношение к смерти губительно.

Так вот, у нас с вами Успение Богородицы, как событие, необычайно утрируется. У нас свершается три службы, посвященные этому историческому факту: всенощное бдение, Литургия, чин погребения. Мы, вопреки всему, пытаемся максимально интегрироваться с этим событием, сделать его частью своей жизни, вникнуть в переживания Церкви по поводу этого таинственного факта. Это внутреннее движение православия вытекает из другого, еще более важного события, в котором тема смерти получила свое самое первое и самое глубокое разрешение – Воскресение Христово. В Успении эта тема, однажды осуществленная Христом Спасителем, продолжается в жизни Божией Матери.

Напомню историю события. По истечении своей жизни среди апостолов Божия Матерь приняла благословенную кончину, и ученики Христовы погребли ее со всей любовью и, конечно же, со скорбью расставания, которое присуще каждому человеку, расстающемуся со своими близкими. Однако апостол Фома, как это уже было с ним в прошлом, отсутствовал. Извещенный учениками Христовыми, он прибыл ко гробу, уже закрытому – мы помним, что гроб в Палестине этого времени высекался из камня в виде пещеры, грота . Апостолы не могли отказать Фоме в его горячем желании проститься с Богородицей, но, открыв гроб, не обрели тела Богоматери. Такова история этого события, и оно изменило содержание похорон Богородицы. Апостолы поняли факт смерти Божией Матери как Успение, которое семантически обладает содержанием иного плана – не смерти, но сна. Под этим содержанием понимается зримое продолжение жизни в ином эоне. Спящий человек живет, и потому за сном Божией Матери открывается продолжение Ее жизни. Похороны Богородицы обретают совсем иной вид. Происходит преодоление смерти в очевидном для апостолов опыте Успения Приснодевы. Смерть обретает через это совсем иной вид, она уже не беспросветна и не безутешна.

Опыт, через который прошли ученики Христовы, они передали нам. Этот пример, обращенный к каждому из нас, дан нам для понимания своей смертности в пределе как пути Божией Матери. Другими словами, смерть должна трансформироваться в нашем сознании из безысходности в зримую надежду на ее преодоление.

Есть еще один важный момент, который мы должны включить в свое понимание преодоления смерти через жизнь будущего века. В тропаре Успения поется: «во успении мира не оставила еси…», что говорит о Ее жизни, в которой Она всегда с нами. За этими словами стоит уже наш опыт, который многие из нас имеют, обращаясь к Богородице. В течение года мы празднуем дни многочисленных икон Божией Матери, которые рассказывают о взаимосвязи людей с Пречистой: мы обращаемся, Она отвечает, и тогда благодарные люди запечатлевают Ее в том или ином иконографическом типе. Другими словами, вопрошание и ответ на него говорят о действии Успения Божией Матери как жизни, преодолевшей смерть. Наша постоянная потребность в общении с Ней есть постоянное подтверждение Ее участия в нашей жизни. Это значит, что Успение действует и наполняет Ее присутствием нашу действительность.

Таким образом, Успение – это вовсе не смерть, но иная жизнь, и в жизни этой мы участвуем, приходя на службу и понимая ее как праздник. Не всегда у нас получается делать это радостно, часто мы по-человечески грустим, не совсем нам удается ощутить в Успении торжество иной жизни. Мы обычные люди и не можем в один миг перевернуть свои психологические установки, избавиться от страха смерти, но у нас есть к чему стремиться. Поэтому истово обратимся Божией Матери, чтобы помогла Она нам трансформировать день Ее упокоения в Успение и ожидание жизни вечной. Аминь.

К глубокому пониманию и особенному отношению обязывает нас успенский праздник, завершающий всю последовательность праздников нашего очередного богослужебного года. Много раз приходилось уже говорить, что вся жизнь православного человека складывается из событий, главные содержательные вехи которых основываются на событиях евангельской истории.

Для многих «внешних», т.е. людей, косвенно относящихся к Церкви или не имеющих к ней никакого отношения, история складывается из перечня событий: профессиональных обязанностей на работе, нескольких праздников, чаще всего Нового года и 8 марта, да ряда отпускных периодов. Иными словами, все то, что для человека оказывается запоминающимся, выходящим из ряда однородных событий, складывается в историю. Для нас же, верующих людей, все должно быть иначе. Как православные, мы должны быть ориентированы на бытийственно укорененные смыслы. Согласимся, что события Рождества Богоматери, Введения Ее во Храм, Благовещения, Рождества Христова, Воскресения Христова и других праздников года всецело завязаны на глубокие смыслы, определяющие саму нашу жизнь и нашу вечность, т.е. то, что будет после нашей смерти.

Так вот, наша история – для каждого из нас, поставившего в центр событий жизни не Новый год с его Хроносом, пожирающим время, или 8-е марта с его весьма причудливым содержательным наполнением, а тему спасения и вечной жизни – история сегодня подходит к своему завершению, ибо Успение есть окончание священных событий всего года, в связи с чем этот праздник обретает для нас очень большой и одновременно труднопостигаемый смысл.

Праздник этот, на самом деле, труден для понимания – недаром «внешние» люди оказываются в большом затруднении при его классификации именно как праздника. Вот умерла Божия Матерь, есть похороны, есть за богослужением минорная музыка песнопений, например: «Апостолы от конец совокупльшеся зде..», да и ряда других. «В молитвах неусыпающую Богородицу...» – более минорного, грустного настроения трудно придумать. Поэтому подход как к отпеванию понятен – все плачут и грустят, а у нас Успение называется двунадесятым праздником, т.е. предполагающим торжество. Для понимания этого оформление службы у нас очень торжественное и величественное, что еще больше обостряет различие подходов: рационального и сердечного. Первое предполагает смертную тоску, ведь хоронят близкого, дорогого человека, а второе – великую радость, которую, получается, испытывают православные по этому поводу.

В связи с таким камнем преткновения необходимо раскрывать тему Успения и делать ее ясной и прозрачной, т.е. доподлинно объяснить миру, чему же мы радуемся.

Приходится вновь и вновь говорить, что для человечества есть очень немного вещей, о которых говорится как о последних и самых глубоких событиях, и среди них –тема смерти. Мы много уже раз говорили, что каких бы убеждений ни придерживался человек, но от вопроса смерти он никуда не денется. Поэтому вся мировая культура в разных модусах своего осуществления: музыке, литературе, искусстве, кинематографе и проч. – вращается вокруг этого вопроса. Он всюду, и, отталкиваясь от него, закручивается вся жизненная мировая проблематика.

Испокон веков человечество бьется над этой проблемой, пытаясь нащупать пути ее разрешения. Сколько раз за прошедшие годы я приводил пример светского безрелигиозного мира, который, не будучи в силах с ней справиться, пытается нивелировать факт смерти, максимально сократив внимание к ней, сняв всякий акцент с этого события. Для этого используются технические средства: выделяются и хорошо организуются специальные службы, предоставляя возможность участвовать в похоронах  минимальным и кратковременным образом, ограничить контакт с умершим, почти его не видя, минимально вспоминать о нем в последующие дни в разговорах и обсуждениях, ограничивать участие детей в похоронах, в то время как в православной Церкви считается, что ребенка не следует отгораживать от сопричастности к тайне смерти. В целом, об этом много говорится и сводится в конечном счете все к следующему: одними (внешним) уменьшить свое участие в факте смерти, а другими (православными), напротив, разбудить внимание к этому факт и понять, что противоположное отношение к смерти губительно.

Так вот, у нас с вами Успение Богородицы, как событие, необычайно утрируется. У нас свершается три службы, посвященные этому историческому факту: всенощное бдение, Литургия, чин погребения. Мы, вопреки всему, пытаемся максимально интегрироваться с этим событием, сделать его частью своей жизни, вникнуть в переживания Церкви по поводу этого таинственного факта. Это внутреннее движение православия вытекает из другого, еще более важного события, в котором тема смерти получила свое самое первое и самое глубокое разрешение – Воскресение Христово. В Успении эта тема, однажды осуществленная Христом Спасителем, продолжается в жизни Божией Матери.

Напомню историю события. По истечении своей жизни среди апостолов Божия Матерь приняла благословенную кончину, и ученики Христовы погребли ее со всей любовью и, конечно же, со скорбью расставания, которое присуще каждому человеку, расстающемуся со своими близкими. Однако апостол Фома, как это уже было с ним в прошлом, отсутствовал. Извещенный учениками Христовыми, он прибыл ко гробу, уже закрытому – мы помним, что гроб в Палестине этого времени высекался из камня в виде пещеры, грота . Апостолы не могли отказать Фоме в его горячем желании проститься с Богородицей, но, открыв гроб, не обрели тела Богоматери. Такова история этого события, и оно изменило содержание похорон Богородицы. Апостолы поняли факт смерти Божией Матери как Успение, которое семантически обладает содержанием иного плана – не смерти, но сна. Под этим содержанием понимается зримое продолжение жизни в ином эоне. Спящий человек живет, и потому за сном Божией Матери открывается продолжение Ее жизни. Похороны Богородицы обретают совсем иной вид. Происходит преодоление смерти в очевидном для апостолов опыте Успения Приснодевы. Смерть обретает через это совсем иной вид, она уже не беспросветна и не безутешна.

Опыт, через который прошли ученики Христовы, они передали нам. Этот пример, обращенный к каждому из нас, дан нам для понимания своей смертности в пределе как пути Божией Матери. Другими словами, смерть должна трансформироваться в нашем сознании из безысходности в зримую надежду на ее преодоление.

Есть еще один важный момент, который мы должны включить в свое понимание преодоления смерти через жизнь будущего века. В тропаре Успения поется: «во успении мира не оставила еси…», что говорит о Ее жизни, в которой Она всегда с нами. За этими словами стоит уже наш опыт, который многие из нас имеют, обращаясь к Богородице. В течение года мы празднуем дни многочисленных икон Божией Матери, которые рассказывают о взаимосвязи людей с Пречистой: мы обращаемся, Она отвечает, и тогда благодарные люди запечатлевают Ее в том или ином иконографическом типе. Другими словами, вопрошание и ответ на него говорят о действии Успения Божией Матери как жизни, преодолевшей смерть. Наша постоянная потребность в общении с Ней есть постоянное подтверждение Ее участия в нашей жизни. Это значит, что Успение действует и наполняет Ее присутствием нашу действительность.

Таким образом, Успение – это вовсе не смерть, но иная жизнь, и в жизни этой мы участвуем, приходя на службу и понимая ее как праздник. Не всегда у нас получается делать это радостно, часто мы по-человечески грустим, не совсем нам удается ощутить в Успении торжество иной жизни. Мы обычные люди и не можем в один миг перевернуть свои психологические установки, избавиться от страха смерти, но у нас есть к чему стремиться. Поэтому истово обратимся Божией Матери, чтобы помогла Она нам трансформировать день Ее упокоения в Успение и ожидание жизни вечной. Аминь.

 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
  Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, август 2022 года
29 пятница Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
30 суббота Вмц. Мари́ны (Маргариты) Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 прот.Георгий, иер.Иоанн
прот.Георгий
31 воскре-сенье Неделя 7-я по Пятидесятнице.
Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Мч. Емилиа́на
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн, д.Николай
09:40 пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение 17-00 иер.Николай, д.Николай
1 поне-дельник Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
2 вторник Пророка Илии́ Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
3 среда Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на и Иоа́нна Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
4 четверг Мироносицы равноап. Марии Магдали́ны. Сщмч. Фо́ки Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
5 пятница Поча́евской иконы Божией Матери. Мч. Трофи́ма Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
6 суббота Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
7 воскре-сенье Неделя 8-я по Пятидесятнице.  Память V Вселенского Собора. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Николай, д.Николай
8 поне-дельник Сщмч. Ермола́я, Ермиппа, Ермократа. Прп. Моисе́я Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
9 вторник Вмч. и целит. Пантелеи́мона Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
10 среда Смоленской иконы Божией Матери. Ап. от 70-ти Про́хора Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 четверг Мч. Каллини́ка Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
12 пятница Апп. от 70-ти Силы, Силуана и иже с ними. Мч. Иоа́нна Во́ина Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
13 суббота Предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Заговенье на Успенский пост Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
14 воскре-сенье Неделя 9-я по Пятидесятнице. Происхождение Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Начало Успенского поста Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: прот.Георгий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Иоанн
15 поне-дельник Первомученика архидиакона Стефа́на Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
16 вторник Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста. Прп. Антония Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
17 среда Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Прав. Алексия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
18 четверг Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я Утреня Литургия 8-00 прот.Олег, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
19 пятница Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
20 суббота Попразднство Преображения Господня. Прмч. Домети́я. Свт. Митрофана Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
21 воскре-сенье Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Преображения Господня. Толгской иконы Божией Матери. Свт. Емилиа́на. Прпп. Зоси́мы и Савва́тия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: прот.Георгий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Иоанн
22 поне-дельник Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфи́я Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
23 вторник Попразднство Преображения Господня. Мч. Лаврентия. Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
24 среда Попразднство Преображения Господня. Мч. Е́впла Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
25 четверг Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фо́тия, Аникиты Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
26 пятница Отдание праздника Преображения. Свт. Ти́хона Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
27 суббота Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михе́я. Перенесение мощей прп. Феодо́сия Пече́рского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
28 воскре-сенье Неделя 11-я по Пятидесятнице. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА, МОЛЕБЕН~12:15
Утреня
Чин погребения
Божией Матери
18-00 Весь причт
29 поне-дельник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
30 вторник Попразднство Успения. Мч. Мирона Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 среда Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.