К следующей части
15 июня, среда, 23:55, тема: Re: Вера и РПЦ. К началу страницы
Добрый вечер, Антон!
Мы с Вами трудимся в поте лица над письмами. :)
Получаю большое удовольствие от переписки и Ваших мыслей.
«Вот в этом я вижу коренную разницу в наших с Вами взглядах. Для меня Бог — самая большая реальность, как и Его Таинства».По-правде говоря, я большой разницы во взглядах не вижу. Религиозное чудо и таинство, по видимому, эмоционально не отличается от чуда и таинства в искусстве или озарения в науке.
Для меня же Бог — это реальность в самом сильном смысле. Бог, Который о Себе говорит: «Я есмь Сущий» (Исход 3:14), т.е. Тот, Кто существует на самом деле (все остальные, в том числе люди, существуют лишь по мере своей причастности к Богу — к Сущему). Бог, который, может о Себе сказать: «Я», Который может обратиться к человеку, а человек — к Нему. Точно так же, как и Таинства — это не просто некие образы абстрактной духовности (как в театре), а сама духовная реальность во всей своей конкретности и полноте: самая высшая в этом мире степень единения с реальным Богом.
Для меня же Бог — это реальность в самом сильном смысле... Точно так же, как и Таинства — это не просто некие образы абстрактной духовности (как в театре), а сама духовная реальность во всей своей конкретности и полноте.
16 июня, четверг, 23:48, тема: смирение. К началу страницы
Добрый вечер, Игорь Васильевич!
Замечательный монолог, спасибо! Мы с Дашей пока до Чехова не дошли: как говорит В.С. Непомнящий, для Чехова должно прийти время.
Вы пишете, что Церковь не должна бояться вступать в дискуссии по актуальным вопросам. Может, тут есть проблемы на высшем уровне, но на среднем и низших уровнях дискуссии как раз ведутся. Вспомнить хотя бы провокациониста Кураева! Кстати, на прошлых выборах открыто на своём сайте написал и неоднократно говорил устно в выступлениях, что за Медведева и Путина голосовать не будет. Понимает, что аудитория у него ненулевая!
Ещё нам с Дашей нравится следующий православный сайт, где обсуждаются не только собственно православные вопросы, но и культурные, психологические, общественно-политические, исторические и т.д.:
http://www.pravmir.ru/
Т.е. обсуждения актуальных темы, в том числе и созидательные обсуждения, в Церкви ведутся.
************
Про «утробные интересы». Имеются в виду сугубо материальная заинтересованность, когда у человека нет в жизни высоких целей, его интересует только материальная сторона жизни, деньги, карьера, потребление. Мы ругаем так называемое «общество потребление», цветущее сейчас махровым цветом, а Деникин написал, что незаметно возникло оно ещё тогда. Почему я и предположил, что происходящее сейчас — это продолжение того процесса, о котором писал Деникин. «Утробные», потому что в центре если не всего, то многого в конечном счёте находится желудок.
В том, что не нужно во всём винить руководство, а надо посмотреть на себя, я с Вами совершенно согласен. Как хорошо сказано в одной из статей, среднестатистический человек желает того же, что и олигарх (много денег, большой дом, дорогая машина, красивые девушки и т.д.), разница только в том, что олигарх это имеет, а он — нет. Надо из себя изгнать этот дух (как изгнать? Значит, нужно увидеть, понять и взлелеять в себе какой-то другой дух!), тогда, глядишь, и олигархи изменятся.
Однако я бы предпочел стремление к просвещению и науке.
Вы сомневаетесь, что народ сейчас способен зажечься православием, а я сомневаюсь, что он способен зажечься наукой. Работая со студентами, я не вижу в них сильного желания заниматься наукой. Они с интересом слушают, когда я рассказываю про современные научные достижения и поиски, но сами, к сожалению, не горят желанием к ним присоединиться. Хорошо, пускай те кафедры, на которых я преподаю, в принципе не ориентированы на науку. Но, говорят, даже на чисто научных кафедрах большинство студентов на науку не очень замотивированно. Так что ситуация здесь, наверное, ещё хуже, чем с православием. А если поопрашивать людей (мы же с Вами это как-то делали), то большинство, в т.ч. и учёных, смысл науки видит в техническом прогрессе, повышении качества жизни людей. Это проявляется и в том, что правительства России и других (совсем не бедных) стран требуют от учёных непременных практических приложений, несколько холодно относясь к «чистой науке». Однако, как я писал ранее и Вы, насколько я понимаю, с этим согласны, технический прогресс не есть главная цель науки. У науки как пути познания мира изначально всегда была религиозная мотивация: что у Пифагора (создателя математики), что у Ньютона (создателя современной физики). Потеря религиозной веры в современном обществе привела и к потере интереса к науке как пути познания мира, истины. А восприятие науки лишь как средства улучшения жизни — это как раз одно из проявлений утробных интересов, общества потребления. Я согласен с И.Р. Шафаревичем, что возрождение массового интереса к науке невозможно без нового «обретения высшей религиозной цели и смысла культурной деятельности человека» («О некоторых тенденциях развития математики»). О «духовном непокое, который единственно является внутренним стимулом новшеств, достижений и вообще всякого исторического прогресса», писал и Тойнби («Постижение истории»; по контексту «духовный непокой» здесь — это именно о Боге и религии, а не о духовных поисках в широком смысле, куда можно включить и науку с искусством).
Можно сказать и так: мой вузовский учитель истории Владимир Леонидович Махнач учил (со ссылкой на академика Н.И. Конрада), что возрождение как универсальная историко-культурная категория — это обращение к классической древности. В этом состояла эпоха Возрождения (Ренессанса) в Европе XIV–XVI вв., в этом состоял и ряд других периодов в истории разных народов. В нашей истории — например, тот же преподобный Сергий Радонежский, восстановивший на Руси общежительное монашество по примеру древней Киево-Печерской лавры и преподобных Антония и Феодосия Печерских (XI век, для XIV века это древность).
Сейчас православие — это наша классическая древность, а вера в науку характеризует советский период, т.е. вчерашний день. Обращение к классической древности с точки зрения современности a priori несёт в себе более богатые возможности, классическая древность — кладезь. А попытка вернуть и задержать вчерашний день отдаёт фаустовским «Остановись, мгновение! Ты прекрасно!»
Есть надежда, что развитие науки (руками тех, кто ей всё-таки занимается) поспособствует обращению людей к религиозным истокам и через это — и к науке тоже. Тут снова можно вспомнить о принципе Тойнби: чтобы достичь определённой цели, надо стремиться к более возвышенной цели.
С уважением,
Антон
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
17 июня, пятница, 12:47, тема: Re: Актуальные обсуждения в Церкви. К началу страницы
Здравствуйте, Антон!
Спасибо, сайт интересный!
Что касается РПЦ, то, как и всякая организация, она состоит из управляющей администрации и (в данном случае) массы простых верующих. Между их интересами, как и в любой организации, имеется противоречие, но и друг без друга они не могут.
И снова о смирении. На православных форумах верующие смиренно говорят о своем огорчении неподобающими речами того или иного отца или церковного чиновника. Это что, тоталитарная секта, с бесправными членами и всемогущими лидерами? Стенания униженных и оскорбленных?
И это вместо того, чтобы потребовать немедленной отставки священников, допустивших соответствующие неуместные высказывания.
Это — если относиться к текстам Библии с полной фундаменталистской серьезностью, как к гласу Божьему и руководству к действию. Если же воспринимать Библию как сборник сказок, а церковь — как театр, то такие деятели шоу-бизнеса несомненно находятся на своем месте, развлекая публику и придавая живость церковным мероприятиям. Это весьма полезно для дальнейшей коммерциализации РПЦ, что необходимо для продвижения бренда православия на международном рынке религиозных услуг, прочно оккупированном буддистами и католиками. Наши святые отцы не уступают буддийским монахам, но нашим не хватает агрессивной рекламы, чтобы занять в публичном пространстве более заметное место.
Слоган для рекламы: «Солидный Господь для солидных господ» (В. Пелевин).
С уважением,
И.В.
P.S. От многих политиков и чиновников, в том числе церковных, можно слышать слова о необходимости сильного государства. За этим часто стоит защита жуликов и воров, т.е. именно неприятие сильного и честного государства. Парадокс в том, что, сами того не желая, такие люди по сути дела отстаивает демократию и рынок.
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
18 июня, суббота, 01:13, тема: Re: Актуальные обсуждения в Церкви. К началу страницы
Здравствуйте, Игорь Васильевич!
Мне не кажется, что то, о чём Вы пишете — это смирение. Я не знаю, как это охарактеризовать. Просто, скажем так, народ некровожадный. Вы считаете, что тот или иной священник должен уйти в отставку и, возможно, правы. Но могут быть и другие мнения. Довольно того, что народ в Интернете не остаётся равнодушным, бузит. Не все на форумах и блогах выражаются в терминах «сожалений», есть и более резкие комментарии, критика. И, что важно, авторы резких комментариев всё равно ассоциируют себя с РПЦ.
Да, может сложиться впечатление, что цели РПЦ — «дальнейшая коммерциализация» и «продвижение бренда православия на международном рынке религиозных услуг, прочно оккупированном буддистами и католиками».
Мне кажется, что сейчас очень важно помнить, что направленность религии — прежде всего, внутренняя, духовная работа над собой (я уже немного писал об этом). Проповедь вовне, религиозное просвещение быть должны — как следствие внутреннего процесса в человеке, его выплёскивание наружу, желание поделиться с другими радостью, самым дорогим. Но заострение внимания даже не на проповеди и просвещении, а именно на продвижении православия — это опасный крен.
Ещё несколько слов по поводу взаимоотношений Церкви и власти. Недавно известный протоиерей Алексий Уминский в интервью радиостанции «Комсомольская правда» сказал следующее: «Наши объятия с властью стали слишком горячими, а рукопожатия слишком крепкими... Политкорректное молчание церкви пора разрушить... Церковь, конечно, очень хорошо понимает, что её положение от власти сильно зависит. Поэтому Церковь, конечно же, всегда будет искать возможности хорошего и доброго диалога с властью. Но очевидно, что многие люди, в том числе члены Церкви, ждут от Патриарха и от Церкви защиты и их интересов».
http://kp.ru/daily/25680/839658
С этими словами и Вы и я, наверное, готовы согласиться. Т.е. в самой Церкви тоже постепенно осознаётся проблема её излишней «политкорректности» по отношению к власть предержащим.
************
Если говорить более общо, то проблема «смиренной» реакции на высказывания чиновников — это проблема не только Церкви: в принципе народ стал вялым, больше ноет, чем делает. И дело не в проповеди смирения. Русский образца начала XVII века собрался в народное ополчение и вышвырнул иноземных супостатов, узурпировавших власть, вон из страны. А чуть позже никонианцы и старообрядцы вгрызлись друг другу в глотки. Вы пишете о репрессиях по отношению к старообрядцам, но боюсь, что сами старообрядцы были не более гуманны, даже наоборот. Просто народ был такой крутой, разгорячённый: раз — и в глаз. (Вы пишете, что верующие пролили много крови, но с другой стороны говорите, что неистовые безбожники-большевики более угодны Богу, чем «смиренные» безразличные верующие. Вот здесь этот случай, только здесь не неистовые безбожники, а неистовые верующие с двух сторон.)
По Л.Н.Гумилёву этнос проходит разные фазы пассионарности: иногда он излишне горячий, иногда вялый. В XVII веке была акматическая фаза (этнического перегрева), сейчас — то ли конец надлома, то ли начало инерции, хорошо, если мы, минуя инерцию, не перешли из надлома сразу в обскурацию (в конце своей жизни в начале 90-х, наблюдая, что происходит со страной, Гумилёв высказывал и такую гипотезу).
Писатель Д.М.Балашов приводит такой пример: в Прибалтике русские плачут, что ущемляют их права. Но русских там 40%! Не каких-то 5%, а целых 40%! Почти половина! Вместо того, чтоб ыныть, вышли бы на улицы и начистили всем морды!
Ещё — из той же серии — Балашов удивляется, что в 1930-е гг. офицеры, т.е. дисциплинированная вооружённая группа людей, ничего не смогли противопоставить кучке мерзавцев, которая их одного за другим арестовывала. Но чуть позже они героически стояли «един противу тысящи» тоже вооружённого и организованного противника. Балашов объясняет это тем, что не существует «народа вообще», абстрактный «народ» — это миф XX века. Нет лидера — и народ разваливается. Но энергичный народ всегда выдвинет из своей среды достойного лидера.
Так что дело не в проповеди смирения, а в общем состоянии этноса. С другой стороны, история с Никоном и старообрядцами показывает, что когда народ уж слишком крутой — тоже ничего хорошего.
Однако надо заметить, что истерика с роскошью Церкви во многом искусственно раздувается деструктивными силами. Те же самые безнравственные журналисты, которые кормят нас по ТВ всякой пошлостью, убийствами, безвкусицей и прочими гадостями (Вы спрашиваете, чтó Церковь имеет сказать людям, коль рвётся на ТВ — да уж определённо смотреть церковные передачи хотя бы приятнее, чем все эти мафиозные сериалы!), те же самые люди говорят о том, что Церковь де погрязла в роскоши. Многое из того, что они пишут и говорят — преувеличение, а многое — просто ложь и грубая фальсификация. Например, недавний шум с часами Патриарха якобы за 30 тыс. евро оказался фальшивкой, фотошопом. Вот неплохая статья (сначала — о проблеме вообще, а потом уже конкретно о часах):
http://www.zavet.ru/a/post_1252996586.html
Ещё меня очень вдохновляет пример недавно почившего Патриарха Сербского Павла:
http://www.pravmir.ru/ex-brat-stefan-do-chego-xorosh-etot-tvoj-varburg/
Настоящий святой наших дней! Лично меня вдохновляет, что святые существуют не только в туманном прошлом, но и в наши дни. Патриарх Павел — конечно, не единственный пример. Можно вспомнить и старца Иоанна Крестьянкина, и митрополита Антония Сурожского, и других.
С уважением,
Антон
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |