15 июня, среда, 18:46, тема: Вера и РПЦ. К началу страницы
Здравствуйте, Антон!
1. Про смирение — вопрос, как его понимать: может, всё дело в том, что мы с Вами понимаем под смирением разное? Моя бабушка, например, долго думала, что смирение — это ходить с понурой головой ... Когда ему показали на старичка, копающегося в огороде, он подумал, что над ним издеваются: я, мол, пришёл на великого мужа посмотреть, а вы кого показываете? Вот смирение в том смысле, в каком можно понимать смирение Сергия Радонежского, Вы принимаете?
Смирение в смысле скромного вежливого поведения? Конечно, это приятное поведение любого воспитанного человека.
Не следует противопоставлять. Например, бывает скромный, смиренный человек (Алеша Карамазов), а бывает добрый и сильный (Илья Муромец). Оба хороши, каждый по-своему. Не вижу здесь проблемы.
Другой пример смиренного поведения медийной фигуры — Абрамович. Вопрос — что кроется за смирением?
Если же говорить о том, что смирение нужно, чтобы чему-то научиться, то, пожалуй, это необязательно. Человек может сопротивляться, не верить какому-то утверждению (например, некоторой теореме), но вынужден с ним согласиться и принять его в силу убедительности аргументов. Например, на отрезке «столько же» точек, сколько на всей прямой. Или — каждая точка р-адического диска является его центром. Или вспомним продолжающиеся жаркие дебаты о нелокальности зацепленных квантовых состояний Эйнштейна–Подольского–Розена и понятии квантовой реальности.
Априорное критическое отношение ко всему — одна из основ научного подхода. Поэтому и существует конфликт науки и религии.
Однако я говорю о другом. В русском официальном православии имеется традиция ставить смирение, послушание во главу угла. Это коренная ошибка, или даже сознательное подавление инициативы верующих. В основе такой церковной политики лежит неверие в добрые начала в человеке, по существу — неверие в Бога!
...продолжаю думать над положительными примерами смирения... Так что тут некая диалектика: сила через смирение.
Эти примеры нужно бы разбирать подробнее, каждый по отдельности. В случае Александра Невского пожалуй точнее говорить не о смирении, а о военной хитрости. По поводу Бориса и Глеба имеются разные исторические версии о причинах их канонизации (вначале их почитали не за то, что дали себя убить, а за чудотворные исцеления у гроба).
А самый главный пример смирения — это сам Христос. Он о Себе говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). А потом смиренно идёт на крестные страдания. При этом говорит Петру: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Христа убили, хотя Он, будучи Богом, вполне мог не допустить этого. Но Он вышел победителем.
Как у нас говорят — «Христос терпел и нам велел»?
Смысл самоприношения Бога-Христа себя в жертву (самому себе?) возможно в том, чтобы пробудить у палачей чувство раскаяния? Однако, как известно, верующие христиане залили землю потоками крови (Бориса и Глеба тоже убили единоверцы).
Вопрос такой — что лучше, быть верующим или быть порядочным человеком? Конечно, лучше бы и то и другое, но такое ощущение, что количество преступлений, совершенных верующими, не меньше, чем неверующими.
Вообще, мораль — это одно, а вера — другое; церковь пытается их увязать, но неубедительно.
Видимо, религиозные чувства и этические удовлетворяют разные потребности людей.
Эйнштейн писал: «Если очистить иудаизм (в том виде, в котором его проповедовали пророки) и христианство (в том виде, в котором его проповедовал Иисус Христос) от всех последующих дополнений — особенно сделанных священниками, — то останется учение, способное исцелить все социальные болезни человечества. И долг каждого человека доброй воли — в своем мирке упорно, по мере сил, бороться за претворение в жизнь этого учения чистой человечности».
Мне трудно согласиться с таким мнением. Если даже взять проповедь Христа в чистом виде, т.е. его речи, то его учение не является «учением чистой человечности». Христос, например, говорит (Мф 10:34–37):
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью , и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».
В этой мощной проповеди Христос предельно ясен: «враги человеку — домашние его», поскольку отвлекают человека от Христа. Конечно, в этом случае, как и во многих других, верующие предпочитают слушать не самого Христа, а различных интерпретаторов, которые нередко искажают смысл проповедей Христа до неузнаваемости. Вопреки мнению Эйнштейна именно интерпретаторы (теологи, святые отцы, отшельники и другие) делают учение Христа человечным, нередко превращая его в набор банальностей.
Я согласен с Вами, что христианство — это суровая религия. Можно даже сказать — нечеловечески суровая религия, истинно верующие должны быть фанатиками. Я также согласен с Вашим мнением, что Евангелия не социальный документ, они о другом, о божественном. Слава Богу, большинство людей на самом деле в Бога не верят (хотя многие и утверждают, что они верующие), по крайней мере не следуют проповедям Христа, иначе существование человечества было бы невозможным. Мне кажется, многие так называемые верующие на самом деле бессознательно относятся к церкви как к театру, о чем я и говорю в нашей переписке. Ну и слава Богу! :)
2. Вы пишете: «В наше время моральное состояние РПЦ, как оно выглядит со стороны, к сожалению, удручающее». Не могли бы Вы пояснить, что именно Вы имеете в виду? В чём именно заключается удручающее моральное состояние РПЦ? Взгляд со стороны, тем более Ваш, очень интересен.
Этот вопрос требует обширного обсуждения, включая богословские, исторические, политические и другие проблемы. Если вкратце, то мне кажется, что современное русское православие, как оно представлено РПЦ, — это религия умирания.
Идеал РПЦ — хотелось бы ошибаться, но так это видится — такой: давайте все вместе тихо, смиренно, соборно, послушно, аскетично, отшельнически готовиться к смерти.
На мой взгляд, действительно, красота увядания, умирания завораживает, но жизнь к этому не сводится. Более того, по-моему, христианство не сводится только к приготовлению к смерти, сам Христос активен, страстен.
Не разделяю мнения, что высшие духовные достижения связаны с отшельничеством. Сократ, Аристотель, Христос пришли к своим лучшим мыслям в диалоге, в столкновении мнений. Замечательные открытия Пуанкаре и Боголюбова возникли во взаимодействии с коллегами. Королев и Гагарин — лидеры больших коллективов. Интернет — продукт народного творчества.
Здесь христианство сознательно поставлено в ряд с другими великими достижениями, хотя я понимаю, что для практикующих верующих оно выделено.
************
Осмелюсь как посторонний пожелать РПЦ проявлять больше жизни, не бояться полемики по конкретным вопросам веры, политики, искусства.
Например, важная тема для дискуссии — роль советского периода в российской истории.
Обычно дело ограничивается проклятиями в адрес большевиков за притеснение церкви. Однако есть и другое мнение, что неистовые большевики-безбожники (такие как Павел Корчагин) более угодны Богу, чем равнодушные и смиренные верующие, а советский период — высшее достижение российской и мировой истории.
************
Сейчас РПЦ выглядит как прислужница власти (как про нее говорят злые языки, партии жуликов и воров). Это называется «симфонией». Раньше говорили о симфонии в отношениях Императора и Патриарха.
Умеренность и аккуратность в высказываниях, которые демонстрируют священнослужители, это свойства фарисеев. Это не те доблести, которых бы можно ожидать от последователей неистового проповедника и парадоксалиста Христа.
На протяжении последних драматических 20 лет нам почти не доводилось слышать гневных проповедей с обличениями конкретных несправедливостей.
Зато по поводу длины юбок поучения высказываются.
Нередко слышны жалобы из РПЦ, что им нужно еще больше храмов, еще больше влияния в школах и на телевидении. Однако вопрос — а что они имеют сказать людям?
Состояние РПЦ потому и удручает, что она не выглядит как живая организация.
Впрочем, им виднее, Церковь существует тысячелетия.
А люди ждут живого слова:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
3. Про Церковь. Самое главное, для чего нужна Церковь — в ней человеку преподносятся Таинства. Прежде всего, таинства крещения и причащения ... Для этого мы и ходим в храм. Храм — не клуб по интересам, а Церковь — не просто социальный институт или элемент культуры (хотя и эти роли, безусловно, очень важны). В центре всего — Христовы Таинства.
Согласен. Когда люди совершают ритуальные действия в церкви, или, скажем, идут в театр (это тоже ритуальное действие), то иногда возникает ощущение появления чего-то высшего. В церкви это религиозное чувство, в театре — катарсис. Аналогия церкви с театром идет весьма глубоко, в древности это было одно и то же, и сейчас служба в церкви это по существу театральное представление. Мы можем смотреть «Три сестры» Чехова много раз в различных постановках или слушать прекрасную музыку, так же и участие в богослужении приобщает нас к чему-то высшему.
Спрашивают — есть ли Бог? Конечно, есть! В том же смысле как существуют три сестры Ирина, Маша и Ольга.
«Кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!»
В этом смысле, конечно, я верю в Бога. Но это не значит, что я верю, что мужчина с бородой по имени Бог создал мир за шесть дней.
Я христианин в том смысле, что считаю Новый Завет прекрасным художественным произведением. Верю, что именно такая вера и является самой «правильной» верой. :) Не согласен, что священнослужители, либо люди, регулярно посещающие церковь, являются в каком бы то ни было смысле более истинными христианами, даже если кто-то из них утверждает, что верит в понимаемое буквально каждое слово Евангелия. «Христа мы не отдадим!»
Хочу ещё добавить по первому пункту — про смирение и Сергия Радонежского. Вы пишете, что смирение ведёт к аскетизму и отшельничеству. Так Сергий Радонежский и был самым натуральным аскетом и отшельником! ... Нет, он пошёл именно искать уединённой отшельнической жизни. И в какое движение это всё переросло?! И было ли оно, кабы Сергий не был отшельниом, а по-простому бы пошёл в любой близлежащий монастырь — заниматься «деятельным христианством»?
Мне не кажется плодотворным возвышение именно отшельничества как способа приобщения к Богу. Вдохновение, озарение, религиозное чувство может настигнуть человека и в келье, и в офисе, и при укладке асфальта, и в трамвае (известное описание Пуанкаре открытия фуксовых функций).
Церковные чиновники превозносят смирение и отшельничество, т.к. это один из способов управления паствой. Сами они в отшельники не идут. Вопрос об элите и управленцах — один из важнейших. См. об этом, в частности, у Макиавелли и в «Легенде о великом Инквизиторе» в «Братьях Карамазовых» Достоевского.
Кстати, о Достоевском как учителе жизни. Его известные высказывания «Если Бога нет, то всё позволено» и о «русской всеотзывчивости» мне не кажутся глубокими истинами: почему это все позволено? А что, русские могут только откликаться, сами ничего собой не представляют?
Драматическое существование русского православия длится уже тысячу лет. Любая организация стремится искать корни проблем в происках врагов, а не в себе.
Следует сказать, хотя это и не понравится, что РПЦ не только сама страдала, но и несет часть ответственности за страдания русского народа (вспомним снова репрессии со стороны официальной церкви против старообрядцев). Имело место не только неподобающее поведение ряда церковных иерархов, но и ошибки в идеологии, в первую очередь вредная для русских проповедь смирения и терпения.
За это время были большие перемены и в РПЦ как организации, и в структуре веры. Возможно, в 21 веке будут новые перемены. Мне кажется, постулаты смирения и терпения сыграли уже свою роль в учении православия, и надо бы им на смену выдвинуть другие качества, более уважающие человеческое достоинство.
С уважением,
И.В.
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 20:37, тема: Re: Вера и РПЦ. К началу страницы
Другой пример смиренного поведения медийной фигуры — Абрамович. Вопрос — что кроется за смирением?
Например, важная тема для дискуссии — роль советского периода в российской истории... Однако есть и другое мнение, что ... советский период — высшее достижение российской и мировой истории.
Спрашивают — есть ли Бог? ... Конечно, есть! В том же смысле как существуют три сестры Ирина, Маша и Ольга.
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 23:50, тема: Re: вера и РПЦ. К началу страницы
Не следует противопоставлять. Например, бывает скромный, смиренный человек (Алеша Карамазов), а бывает добрый и сильный (Илья Муромец). Оба хороши, каждый по своему. Не вижу здесь проблемы. Проблема в другом. В русском официальном православии имеется традиция ставить смирение, послушание во главу угла. Это коренная ошибка, или даже сознательное подавление инициативы верующих.
Конечно, лучше бы и то и другое, но такое ощущение, что количество преступлений, совершенных верующими, не меньше чем неверующими.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |