Письмо А. к И.В., 15.06, 11:06, Re: вера vs смирение. Смирение Сергия Радонежского
Письмо А. к И.В., 15:06, 15:47, Re: вера vs смирение. Другие примеры смирения
14 июня, вторник, 22:07, тема: вера и смирение. К началу страницы
Здравствуйте, Антон!
************
Другой важный вопрос — о роли концепции смирения в русской православной традиции. На мой взгляд, упор на смирение верующих сыграл огромную отрицательную роль в русской истории. Хотя, конечно, смирение паствы очень удобно церковным чиновникам и государственной бюрократии. Проводится даже коварное утверждение, что якобы смирение — это национальная русская черта. Это у русских-то, нации бунтовщиков и свободных мыслителей!
************
Да, я согласен, что славянский перевод первой заповеди блаженства в Евангелии от Луки небуквален (!). Но смысл это не исказило. Я обращаю внимание на то, что так (судя по Остромирову Евангелию), по всей видимости, перевели сами Кирилл и Мефодий (а не какие-то царские чиновники в угоду властям). Т.е. Кирилл и Мефодий не увидели в таком варианте искажения смысла. А потом из уважения к переводу Кирилла и Мефодия этот фрагмент дальше и не исправляли.
Итак, именно Церковь произвела отбор книг, какие из них истинные Евангелия, на основе устного Предания.
Можно провести такую аналогию в науке. «Писание» — это вся литература: книги, статьи. А «предание» — это нечто, что передаётся от одного поколения учёных другому, от учителя к ученику неписьменным путём. Сколько лжеучёных на свете? Они читают те же научные книги, что и мы, но, находясь вне традиции, вне научной культуры, начинают трактовать их неправильным, порой чудовищным образом. И тоже говорят, что РАН и «официальная наука» никакой монополии не имеют.
Кроме того, слово «завет» (в заголовке «Новый Завет») означает «завещание» или «договор». Договор — всегда кого-то с кем-то. Одна сторона — Бог. А вторая? А вторая — это Церковь.
Церковь называется «невестой Христа» (см., например, Еф.5:25, Откр.19:7, 21:2, 21:9). Под Церковью, конечно, имеется в виду не только священноначалие, а собрание верных (по-гречески «Церковь» — «Экклисиа», букв. «собрание»). О том, что завет Христос заключает не с людьми вообще, а именно с «верными», говорит сам Христос ...
Это значит, что Бог, став человеком, соединив Свою божественную природу с человеческой, исцелил повреждённую грехом человеческую природу. Он называет себя виноградной Лозой, а нас — ветвями (Ин.15:5).
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете...
Кто это говорит? Убитый солдат? Но мы верим этим словам. Точно также мы верим словам Христа и нелепо критиковать их с «научных» позиций.
Однако Библия подлежит критике как литературное произведение, эстетический анализ того, «как это сделано», был бы вполне уместен и явно или неявно проводился многими писателями и художниками:
Не устрашуся гибели,
Протянусь до незримого города,
Ни копий, ни стрел дождей, —
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей
.....................
Млечный прокушу покров.
Даже Богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.
Кстати, Даша сейчас сказала, что её преподавательница литературы в вузе (православная женщина) говорила, что русское православие имеет оттенок по сравнению с византийским. В греческом православии акцент делается на любовь, в русском — на смирение.
P.S. Привет Даше. Ее замечания — точные и глубокие.
У нас получилась интересная переписка. Различие во мнениях плодотворно.
Посылаю файл на память.
Июнь 2011 г.
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 00:24, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
Здравствуйте, Игорь Васильевич!
Большое спасибо и Вам за переписку и интереснейшие мысли! Спасибо и за файл!
Вы, судя по стилю последнего письма, хотели бы уже завершить переписку? Можно задать Вам ещё пару вопросов и сказать нечто, что я, как мне кажется, недостаточно явно высказал ранее?
1. Про смирение — вопрос, как его понимать: может, всё дело в том, что мы с Вами понимаем под смирением разное? Моя бабушка, например, долго думала, что смирение — это, образно говоря, ходить с понурой головой, и тоже протестовала против этого. А теперь стала понемногу понимать, что такое истинное смирение. Вы противопоставляете смирение деятельному христианству Сергия Радонежского. Но Сергий Радонежский был смиренным человеком: много в жизни претерпел (изгнание семьи из родного дома, предательство брата), был скромным, не величался, ходил в лохмотьях, копался в огороде. Как Вы, наверное, знаете, в его «Житии» записан даже смешной случай, когда в его Троицкий монастырь приехал некий крестьянин и спросил, где тут игумен Сергий. Когда ему показали на старичка, копающегося в огороде, он подумал, что над ним издеваются: я, мол, пришёл на великого мужа посмотреть, а вы кого показываете? Вот смирение в том смысле, в каком можно понимать смирение Сергия Радонежского, Вы принимаете?
2. Вы пишете: «В наше время моральное состояние РПЦ, как оно выглядит со стороны, к сожалению, удручающее». Не могли бы Вы пояснить, что именно Вы имеете в виду? В чём именно заключается удручающее моральное состояние РПЦ? Взгляд со стороны, тем более Ваш, очень интересен.
3. Про Церковь. Я согласен, что РПЦ как организация имеет массу проблем. Но у понятия «Церковь» — несколько смыслов. Один смысл — Церковь как организация, социальный институт — то, о чём пишете Вы. Другой — смысл, который имеет в виду Христос, когда говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Самое главное, для чего нужна Церковь — в ней человеку преподносятся Таинства. Прежде всего, таинства крещения и причащения. Вы пишете: «Христианство не сводится к ритуальным услугам». Но Таинства — не ритуальные услуги. Таинства — это некие видимые действия, за которыми скрывается нечто важное невидимое. Человек, согласно христианскому учению, одновременно материален и духовен, поэтому и таинство имеет две стороны: внешнюю сторону — обряд, ритуал — и невидимую — собственно таинство. Богослужение символично, символ — это видимое отражение невидимого.
Относительно таинства Крещения Христос в беседе с Никодимом говорит:
«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рождённое от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:3–6).
А про Таинство причащения говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём; Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною; Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:53–38).
А на Тайной Вечери, собственно, момент подошёл: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–28). У Луки последняя фраза немного по-другому: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22:20) и добавляет: «сие творите в Моё воспоминание» (Лк.22:19).
Извините за длинные цитаты из Евангелия, которые Вы и так знаете. Просто хотел их вспомнить: Христос устанавливает два таинства, и совершение их он видит необходимейшим условием для единения с Ним и для вечной жизни. Чаша с причастием — и есть по Его словам символ нового завета Бога с людьми. Собственно, Церковь Он и основывает и сообщает ей Свою сугубую благодать, чтобы в ней людям и преподносились эти таинства.
Т.е. какие бы проблемы и недуги ни обуревали Церковь как собрание людей, в ней неизменно преподносятся Христовы Таинства. В этом смысле в Церкви живёт Христос. Для этого мы и ходим в храм. Храм — не клуб по интересам, а Церковь — не просто социальный институт или элемент культуры (хотя и эти роли, безусловно, очень важны). В центре всего — Христовы Таинства.
С уважением,
Антон
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 11:06, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 15:47, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |