Письмо А. к И.В., 15.06, 11:06, Re: вера vs смирение. Смирение Сергия Радонежского
Письмо А. к И.В., 15:06, 15:47, Re: вера vs смирение. Другие примеры смирения
14 июня, вторник, 22:07, тема: вера и смирение. К началу страницы
Здравствуйте, Антон!
************
Другой важный вопрос — о роли концепции смирения в русской православной традиции. На мой взгляд, упор на смирение верующих сыграл огромную отрицательную роль в русской истории. Хотя, конечно, смирение паствы очень удобно церковным чиновникам и государственной бюрократии. Проводится даже коварное утверждение, что якобы смирение — это национальная русская черта. Это у русских-то, нации бунтовщиков и свободных мыслителей!
************
Да, я согласен, что славянский перевод первой заповеди блаженства в Евангелии от Луки небуквален (!). Но смысл это не исказило. Я обращаю внимание на то, что так (судя по Остромирову Евангелию), по всей видимости, перевели сами Кирилл и Мефодий (а не какие-то царские чиновники в угоду властям). Т.е. Кирилл и Мефодий не увидели в таком варианте искажения смысла. А потом из уважения к переводу Кирилла и Мефодия этот фрагмент дальше и не исправляли.
Итак, именно Церковь произвела отбор книг, какие из них истинные Евангелия, на основе устного Предания.
Можно провести такую аналогию в науке. «Писание» — это вся литература: книги, статьи. А «предание» — это нечто, что передаётся от одного поколения учёных другому, от учителя к ученику неписьменным путём. Сколько лжеучёных на свете? Они читают те же научные книги, что и мы, но, находясь вне традиции, вне научной культуры, начинают трактовать их неправильным, порой чудовищным образом. И тоже говорят, что РАН и «официальная наука» никакой монополии не имеют.
Кроме того, слово «завет» (в заголовке «Новый Завет») означает «завещание» или «договор». Договор — всегда кого-то с кем-то. Одна сторона — Бог. А вторая? А вторая — это Церковь.
Церковь называется «невестой Христа» (см., например, Еф.5:25, Откр.19:7, 21:2, 21:9). Под Церковью, конечно, имеется в виду не только священноначалие, а собрание верных (по-гречески «Церковь» — «Экклисиа», букв. «собрание»). О том, что завет Христос заключает не с людьми вообще, а именно с «верными», говорит сам Христос ...
Это значит, что Бог, став человеком, соединив Свою божественную природу с человеческой, исцелил повреждённую грехом человеческую природу. Он называет себя виноградной Лозой, а нас — ветвями (Ин.15:5).
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете...
Кто это говорит? Убитый солдат? Но мы верим этим словам. Точно также мы верим словам Христа и нелепо критиковать их с «научных» позиций.
Однако Библия подлежит критике как литературное произведение, эстетический анализ того, «как это сделано», был бы вполне уместен и явно или неявно проводился многими писателями и художниками:
Не устрашуся гибели,
Протянусь до незримого города,
Ни копий, ни стрел дождей, —
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей
.....................
Млечный прокушу покров.
Даже Богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.
Кстати, Даша сейчас сказала, что её преподавательница литературы в вузе (православная женщина) говорила, что русское православие имеет оттенок по сравнению с византийским. В греческом православии акцент делается на любовь, в русском — на смирение.
P.S. Привет Даше. Ее замечания — точные и глубокие.
У нас получилась интересная переписка. Различие во мнениях плодотворно.
Посылаю файл на память.
Июнь 2011 г.
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 00:24, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
Здравствуйте, Игорь Васильевич!
Большое спасибо и Вам за переписку и интереснейшие мысли! Спасибо и за файл!
Вы, судя по стилю последнего письма, хотели бы уже завершить переписку? Можно задать Вам ещё пару вопросов и сказать нечто, что я, как мне кажется, недостаточно явно высказал ранее?
1. Про смирение — вопрос, как его понимать: может, всё дело в том, что мы с Вами понимаем под смирением разное? Моя бабушка, например, долго думала, что смирение — это, образно говоря, ходить с понурой головой, и тоже протестовала против этого. А теперь стала понемногу понимать, что такое истинное смирение. Вы противопоставляете смирение деятельному христианству Сергия Радонежского. Но Сергий Радонежский был смиренным человеком: много в жизни претерпел (изгнание семьи из родного дома, предательство брата), был скромным, не величался, ходил в лохмотьях, копался в огороде. Как Вы, наверное, знаете, в его «Житии» записан даже смешной случай, когда в его Троицкий монастырь приехал некий крестьянин и спросил, где тут игумен Сергий. Когда ему показали на старичка, копающегося в огороде, он подумал, что над ним издеваются: я, мол, пришёл на великого мужа посмотреть, а вы кого показываете? Вот смирение в том смысле, в каком можно понимать смирение Сергия Радонежского, Вы принимаете?
2. Вы пишете: «В наше время моральное состояние РПЦ, как оно выглядит со стороны, к сожалению, удручающее». Не могли бы Вы пояснить, что именно Вы имеете в виду? В чём именно заключается удручающее моральное состояние РПЦ? Взгляд со стороны, тем более Ваш, очень интересен.
3. Про Церковь. Я согласен, что РПЦ как организация имеет массу проблем. Но у понятия «Церковь» — несколько смыслов. Один смысл — Церковь как организация, социальный институт — то, о чём пишете Вы. Другой — смысл, который имеет в виду Христос, когда говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Самое главное, для чего нужна Церковь — в ней человеку преподносятся Таинства. Прежде всего, таинства крещения и причащения. Вы пишете: «Христианство не сводится к ритуальным услугам». Но Таинства — не ритуальные услуги. Таинства — это некие видимые действия, за которыми скрывается нечто важное невидимое. Человек, согласно христианскому учению, одновременно материален и духовен, поэтому и таинство имеет две стороны: внешнюю сторону — обряд, ритуал — и невидимую — собственно таинство. Богослужение символично, символ — это видимое отражение невидимого.
Относительно таинства Крещения Христос в беседе с Никодимом говорит:
«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рождённое от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:3–6).
А про Таинство причащения говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём; Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною; Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:53–38).
А на Тайной Вечери, собственно, момент подошёл: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–28). У Луки последняя фраза немного по-другому: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22:20) и добавляет: «сие творите в Моё воспоминание» (Лк.22:19).
Извините за длинные цитаты из Евангелия, которые Вы и так знаете. Просто хотел их вспомнить: Христос устанавливает два таинства, и совершение их он видит необходимейшим условием для единения с Ним и для вечной жизни. Чаша с причастием — и есть по Его словам символ нового завета Бога с людьми. Собственно, Церковь Он и основывает и сообщает ей Свою сугубую благодать, чтобы в ней людям и преподносились эти таинства.
Т.е. какие бы проблемы и недуги ни обуревали Церковь как собрание людей, в ней неизменно преподносятся Христовы Таинства. В этом смысле в Церкви живёт Христос. Для этого мы и ходим в храм. Храм — не клуб по интересам, а Церковь — не просто социальный институт или элемент культуры (хотя и эти роли, безусловно, очень важны). В центре всего — Христовы Таинства.
С уважением,
Антон
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 11:06, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%
15 июня, среда, 15:47, тема: Re: вера vs смирение. К началу страницы
29 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
30 | среда | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | четверг | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | суббота | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
4 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | вторник | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
6 | среда | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | четверг | Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
8 | пятница | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение | 17-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
11 | поне-дельник | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
12 | вторник | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
13 | среда | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | четверг | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
15 | пятница | Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Александр | |||
18 | поне-дельник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
19 | вторник | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
20 | среда | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
21 | четверг | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | пятница | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
25 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
26 | вторник | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
27 | среда | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
29 | пятница | Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.Олег |