Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, мы поговорим о довольно тонкой проблеме, которую образно я бы назвал – «что можно, а что нельзя».
Тема сегодняшнего зачала неоднократно встречается в Евангелии – это тема исцеления, коих Спаситель совершил множество, но сегодняшнее исцеление стоит особняком, поэтому вчитаемся в него поглубже: начальник синагоги Иаир просит Господа исцелить свою дочь. Девочке всего 12 лет, и она при смерти. Христос идет к ней и по дороге встречает женщину, которая двенадцать лет страдает кровотечениями (Лк., 39 зач., 8:41–56). Обратите внимание на это совпадение: девочке 12 лет, и женщина более 12 лет болеет, – оно приоткрывает тонкую и важную тему, которой мы коснемся.
Ценность сегодняшнего евангельского повествования – в его жизненности, которая во многом из далекого прошлого перекликается с нашими реалиями, в его злободневности. Ситуация достаточно проста и одновременно сложна. Проста в том, что женщина болеет. Болезнь интимная, совсем не публичная – кровотечения, понятно какие. Тут особо ничего и не скажешь – мы понимаем это даже на современном уровне при достаточно развитой медицине. Сплошь и рядом такие случаи. К каким только врачам больные не обращаются, какие бешеные деньги не тратят на исцеление, к каким знахарям и целителям-шарлатанам не ходят – ничего не помогает. В евангельской притче сказано даже, что «издержала она на врачей все имение». Так бывает и сейчас. Вспомните расхожую фразу: «Я тебе такое устрою, всю жизнь на лекарства работать будешь!» А если соотнести это с тем временем, когда медицина в Палестине была в зачаточном состоянии...
И вот, измучившись в конец, женщина идет и видит проповедника. Для нее, потерявшей надежду, это шанс. Воспользоваться им ей не то, чтобы совсем запрещено, но затруднительно – она нечиста. Тем более подойти к святому – немыслимо! Но все-таки она решается на риск и стремится во что бы то ни стало прикоснуться к Нему.
И здесь возникает прямая параллель с нашим временем и с нашими вопросами относительно своего нечистого состояния и Таинств. Христос – прежде всего, это Таинство. В нечистоте нельзя участвовать в Таинствах – это осуждаемо и может привести к непредсказуемым последствиям. Рисковая ситуация, но женщина пробирается сквозь толпу и прикасается к одежде Спасителя. И тут же исцеляется! Только представьте хотя бы на мгновение ее состояние: двенадцать лет мучений – и моментально выздоравливает!
А дальше еще интереснее и еще актуальнее. Реакция Спасителя, который остановился и спрашивает: «…кто прикоснулся ко Мне?» Ученики пытаются Ему объяснить: толпа! «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» Но ведь Он-то все прекрасно знает. Он понимает, кто прикоснулся к Его одежде. Закономерный вопрос: зачем спрашивает? Ведь Спаситель мог легко пройти дальше. Он свое дело сделал и, казалось бы, не нужно больше никаких манифестаций, никаких акцентов и фиксаций на бедной женщине внимания всей толпы. Но Спаситель останавливается. Ситуация начинает приходить к некоторому напряжению, Господь настойчиво спрашивает – кто? Женщина тоже все понимает, ищут ее, и ничего не остается ей, как предстать перед Спасителем. Она падает перед Ним ниц, понимая, что сейчас с нее взыщут. Особенно по иудейским формальным традициям ее – нечистой! – поступок по крайней мере сомнителен. И она искренне кается. Но тут выясняется, что Господь на этом примере преподает урок – прежде всего нам с вами. Он говорит нам о том, что активность человека необходима. Христос обращается к женщине с удивительной формой поддержки: «Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лак. 8:48) Он не говорит просто: «Вот всем пример. Делайте так же». Нет. Он подчеркивает «Дерзай, дщерь!»
Формулировки Спасителя очень важны. И перед нами возникает вопрос: что есть дерзновение и что есть дерзость? Что можно, а что нельзя? Другими словами, у нас есть Таинства и есть известные ограничения, обусловленные вескими причинами. В какой-то момент можно прикоснуться к Таинству дерзновенно и оно покроет нас благодатью. Понятия «дерзость» и «дерзновение» порой имеет тонкие грани. Очень сложно иногда бывает понять, когда мы дерзки, а когда дерзновенны. Как часто дерзость становится хамством – сейчас это происходит сплошь и рядом. Хамская эпоха – когда дерзость трансформируется в преступление, переходя границы человечности. Святыня никогда не терпит хамства и панибратства. На то она и святыня. Как только мы начинаем преступать ее, попирать ее – она исчезает, перестает быть святыней. Поэтому алтарь скрыт от нас иконостасом, поэтому нам много чего нельзя делать в храме (ходить невесть в чем и невесть как, ругаться, препираться и так далее). У нас есть чин и мы его соблюдаем – чтобы все было чинно, есть даже такое выражение. Зачем? Чтобы сохранить святыню – в этом храме, во всех храмах, в целом мире.
Но в то же время иногда дерзновение – не дерзость! – может нас спасти. Это сложно понять, и иногда случаются перекосы в сторону именно дерзости. Если говорить о духовной жизни, то полезно привести некоторые исторические прецеденты. Например, протестанты снесли иконостасы и теперь у них многое позволено: хочешь в храме – пой, хочешь – танцуй, конечно, в известных пределах, но тем не менее, по всему миру это имеет место. Первые два-три столетия было весело, а потом что-то главное стало выхолащиваться и выхолащивается до сих пор. Широко известен случай, цитированный известным современным богословом, когда один протестантский епископ пришел в православный храм и на вопрос «зачем?» ответил: «Знаете, помолиться захотелось». Он пришел сюда, понимая, что есть еще где помолиться, а у себя не очень получается.
Сегодня мы поднимаем важную тему о том, что нам дозволено, а что нет и где дерзновение становится неуважением святыни. Поступок женщины, описанный в сегодняшнем Евангелии, – пример для всех нас, наш ориентир в минуты сомнений.
Как отличить дерзновение от дерзости? На исповеди мы открываем себя, думаем о своих поступках и чем глубже думаем, тем лучше начинаем себя узнавать. И в какой-то момент мы можем различить в своих поступках моменты дерзости. Со временем это получается лучше и лучше. Только духовный опыт с течением времени сможет подсказать правильное решение – что можно, а что нельзя в таких тонких интимных моментах. Иногда у нас получается подготовиться к Причастию как следует, а иногда мы исходим из внутреннего дерзновенного порыва. Это отдельная большая тема таинства Причастия самого по себе и нашей готовности к нему. И чем больше мы познаем себя, чем больше набираемся духовного опыта, тем легче пройти нам между Сциллой и Харибдой, между жерновом и наковальней.
Давайте помолимся Господу о том, чтобы подал Он нам мудрость и усердие в созидании духовного опыта, который помог бы нам различать, что полезно и дерзновенно, а что вредно и дерзостно. Помоги нам, Господи. Аминь.
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮНЬ 2025 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВОЗНЕСЕНИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
7 | суббота | ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
8 | воскре-сенье | ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРО́ИЦЫ ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СВЯТОМУ ДУХУ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | поне-дельник | День Святого Духа Сплошная седмица |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
10 | вторник | Вторник Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Среда Пятидесятницы. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Четверг Пятидесятницы. Прп. Исаакия исп. Свт. Фили́ппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
13 | пятница | Пятница Пятидесятницы. Мч. Ерме́я. Ап. Ерми́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Кроншта́дтского. Мч. Иустина. Прп. Диони́сия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Заговенье на Петров пост |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | поне-дельник | Мч. Лукиллиа́на. Блгв. царевича Дими́трия. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
17 | вторник | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра. Правв. Ма́рфы и Мари́и | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
18 | среда | Сщмч. Дорофея. Блгв. кн. Фео́дора | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | четверг | Прп. Виссарио́на Египетского, чудотворца. Прп. Иларио́на | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Сщмч. Феодота, еп. Анки́рского. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Вмч. Фео́дора Стратила́та. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ, земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | поне-дельник | Сщмч. Тимофе́я. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Апп. Варфоломе́я и Варна́вы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Прп. Ону́фрия. Прп. Петра́. Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской. Прп. Арсе́ния | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | четверг | Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Прор. Елисе́я. Свт. Мефо́дия. Прп. Мефо́дия. Сщмч. Владимира | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Прор. Амо́са. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я по Пятидесятнице. Свт. Ти́хона. Свт. Феофа́на, Затворника. Прп. Ти́хона Калу́жского. Прп. Моисе́я О́птинского | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | с |