Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, мы поговорим о довольно тонкой проблеме, которую образно я бы назвал – «что можно, а что нельзя».
Тема сегодняшнего зачала неоднократно встречается в Евангелии – это тема исцеления, коих Спаситель совершил множество, но сегодняшнее исцеление стоит особняком, поэтому вчитаемся в него поглубже: начальник синагоги Иаир просит Господа исцелить свою дочь. Девочке всего 12 лет, и она при смерти. Христос идет к ней и по дороге встречает женщину, которая двенадцать лет страдает кровотечениями (Лк., 39 зач., 8:41–56). Обратите внимание на это совпадение: девочке 12 лет, и женщина более 12 лет болеет, – оно приоткрывает тонкую и важную тему, которой мы коснемся.
Ценность сегодняшнего евангельского повествования – в его жизненности, которая во многом из далекого прошлого перекликается с нашими реалиями, в его злободневности. Ситуация достаточно проста и одновременно сложна. Проста в том, что женщина болеет. Болезнь интимная, совсем не публичная – кровотечения, понятно какие. Тут особо ничего и не скажешь – мы понимаем это даже на современном уровне при достаточно развитой медицине. Сплошь и рядом такие случаи. К каким только врачам больные не обращаются, какие бешеные деньги не тратят на исцеление, к каким знахарям и целителям-шарлатанам не ходят – ничего не помогает. В евангельской притче сказано даже, что «издержала она на врачей все имение». Так бывает и сейчас. Вспомните расхожую фразу: «Я тебе такое устрою, всю жизнь на лекарства работать будешь!» А если соотнести это с тем временем, когда медицина в Палестине была в зачаточном состоянии...
И вот, измучившись в конец, женщина идет и видит проповедника. Для нее, потерявшей надежду, это шанс. Воспользоваться им ей не то, чтобы совсем запрещено, но затруднительно – она нечиста. Тем более подойти к святому – немыслимо! Но все-таки она решается на риск и стремится во что бы то ни стало прикоснуться к Нему.
И здесь возникает прямая параллель с нашим временем и с нашими вопросами относительно своего нечистого состояния и Таинств. Христос – прежде всего, это Таинство. В нечистоте нельзя участвовать в Таинствах – это осуждаемо и может привести к непредсказуемым последствиям. Рисковая ситуация, но женщина пробирается сквозь толпу и прикасается к одежде Спасителя. И тут же исцеляется! Только представьте хотя бы на мгновение ее состояние: двенадцать лет мучений – и моментально выздоравливает!
А дальше еще интереснее и еще актуальнее. Реакция Спасителя, который остановился и спрашивает: «…кто прикоснулся ко Мне?» Ученики пытаются Ему объяснить: толпа! «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» Но ведь Он-то все прекрасно знает. Он понимает, кто прикоснулся к Его одежде. Закономерный вопрос: зачем спрашивает? Ведь Спаситель мог легко пройти дальше. Он свое дело сделал и, казалось бы, не нужно больше никаких манифестаций, никаких акцентов и фиксаций на бедной женщине внимания всей толпы. Но Спаситель останавливается. Ситуация начинает приходить к некоторому напряжению, Господь настойчиво спрашивает – кто? Женщина тоже все понимает, ищут ее, и ничего не остается ей, как предстать перед Спасителем. Она падает перед Ним ниц, понимая, что сейчас с нее взыщут. Особенно по иудейским формальным традициям ее – нечистой! – поступок по крайней мере сомнителен. И она искренне кается. Но тут выясняется, что Господь на этом примере преподает урок – прежде всего нам с вами. Он говорит нам о том, что активность человека необходима. Христос обращается к женщине с удивительной формой поддержки: «Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лак. 8:48) Он не говорит просто: «Вот всем пример. Делайте так же». Нет. Он подчеркивает «Дерзай, дщерь!»
Формулировки Спасителя очень важны. И перед нами возникает вопрос: что есть дерзновение и что есть дерзость? Что можно, а что нельзя? Другими словами, у нас есть Таинства и есть известные ограничения, обусловленные вескими причинами. В какой-то момент можно прикоснуться к Таинству дерзновенно и оно покроет нас благодатью. Понятия «дерзость» и «дерзновение» порой имеет тонкие грани. Очень сложно иногда бывает понять, когда мы дерзки, а когда дерзновенны. Как часто дерзость становится хамством – сейчас это происходит сплошь и рядом. Хамская эпоха – когда дерзость трансформируется в преступление, переходя границы человечности. Святыня никогда не терпит хамства и панибратства. На то она и святыня. Как только мы начинаем преступать ее, попирать ее – она исчезает, перестает быть святыней. Поэтому алтарь скрыт от нас иконостасом, поэтому нам много чего нельзя делать в храме (ходить невесть в чем и невесть как, ругаться, препираться и так далее). У нас есть чин и мы его соблюдаем – чтобы все было чинно, есть даже такое выражение. Зачем? Чтобы сохранить святыню – в этом храме, во всех храмах, в целом мире.
Но в то же время иногда дерзновение – не дерзость! – может нас спасти. Это сложно понять, и иногда случаются перекосы в сторону именно дерзости. Если говорить о духовной жизни, то полезно привести некоторые исторические прецеденты. Например, протестанты снесли иконостасы и теперь у них многое позволено: хочешь в храме – пой, хочешь – танцуй, конечно, в известных пределах, но тем не менее, по всему миру это имеет место. Первые два-три столетия было весело, а потом что-то главное стало выхолащиваться и выхолащивается до сих пор. Широко известен случай, цитированный известным современным богословом, когда один протестантский епископ пришел в православный храм и на вопрос «зачем?» ответил: «Знаете, помолиться захотелось». Он пришел сюда, понимая, что есть еще где помолиться, а у себя не очень получается.
Сегодня мы поднимаем важную тему о том, что нам дозволено, а что нет и где дерзновение становится неуважением святыни. Поступок женщины, описанный в сегодняшнем Евангелии, – пример для всех нас, наш ориентир в минуты сомнений.
Как отличить дерзновение от дерзости? На исповеди мы открываем себя, думаем о своих поступках и чем глубже думаем, тем лучше начинаем себя узнавать. И в какой-то момент мы можем различить в своих поступках моменты дерзости. Со временем это получается лучше и лучше. Только духовный опыт с течением времени сможет подсказать правильное решение – что можно, а что нельзя в таких тонких интимных моментах. Иногда у нас получается подготовиться к Причастию как следует, а иногда мы исходим из внутреннего дерзновенного порыва. Это отдельная большая тема таинства Причастия самого по себе и нашей готовности к нему. И чем больше мы познаем себя, чем больше набираемся духовного опыта, тем легче пройти нам между Сциллой и Харибдой, между жерновом и наковальней.
Давайте помолимся Господу о том, чтобы подал Он нам мудрость и усердие в созидании духовного опыта, который помог бы нам различать, что полезно и дерзновенно, а что вредно и дерзостно. Помоги нам, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года | |||||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
5 | поне-дельник | Прп. Фео́дора Сикео́та | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | вторник | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
7 | среда | Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
8 | четверг | Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
9 | пятница | Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
10 | суббота | Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | поне-дельник | Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.НИКОЛАЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | вторник | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | среда | Преполове́ние Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | четверг | Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | пятница | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | суббота | Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | поне-дельник | Прав. И́ова Многострада́льного | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | вторник | Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | среда | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | четверг | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | пятница | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | суббота | Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | поне-дельник | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | вторник | Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | четверг | Вознесе́ние Госпо́дне | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | пятница | Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ |