Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня у нас Введение во храм Пресвятой Богородицы, светлый радостный праздник, который на первый взгляд не имеет особой догматической глубины и исторической ценности — какую, например, имеет Благовещение. Но этот праздник также предвещает, предуказует светлые события: вспомним, что вчера мы пели ирмос «Христос раждается — славите»… Мы в ожидании славного Рождества Христова, поэтому и пост рождественский у нас обычно проходит легко, хотя по расстоянию своему не очень-то отличается от Великого.
Сам праздник этот в Евангелиях не прописан, концентрируется он в основном в апокрифических источниках — например, в протоевангелии от Иакова, в котором описывается вся жизнь Пресвятой Богородицы. Но историографически опираться на него мы не можем, поэтому будем опираться на Священное Предание. Мы отмечаем там два фактора. Первый — Божия Матерь Сама поднялась по ступеням, по которым без помощи маленькие дети не могли подняться, и, видимо, это так поразило современников, что они передавали это из уст в уста и закрепили потом. И второй, совершенно немыслимый, — Ее ввел в святая святых первосвященник. Это безусловное чудо, и оно обозначает внутренний план, и об этом внутреннем плане мне хотелось бы поговорить особо.
Божия Матерь входит в ветхозаветный Соломонов храм и тем самым преображает его в новозаветный храм, в наш, в который мы уже по своим ступеням входим... Церковь — дом Божий, Царство Небесное на земле, и мы стараемся сделать этот дом как можно красивее: золотим алтари, пишем иконы, украшаем каменьями и цветами. Все лучшее, что можем дать, приносим для дома Божия. Но есть и другой дом, который Богоматерь Собой являет. Мы знаем, что человек создан как образ Божий и этот образ предполагает внутренний мир, и не в собственно анатомическом смысле, как вы понимаете. Внутреннее пространство наше не имеет ширины и глубины, мысли наши могут простираться от безбрежных галактик до кухонь. Этот мир огромен, и он тоже называется храмом. А убранство в нем — наши мысли. Наше внутреннее пространство тоже предназначено для обитания Бога. Где рождаются наши религиозные чувства, происходят наши беседы с Господом?.. Есть одно важное примечание, когда мы заводим речь о внутреннем и внешнем. По большей части все люди хотят внешних явлений. Вот Николай Угодник явился бы нам тут в сияющем облачении или какой другой угодник Божий! Действительно, бывают чудеса, но вот особенность — в аскетической православной традиции всегда предписывалось не ожидать их, поскольку не от нас они зависят, а от произволения Божия, и случаются редко. И потому что есть другой путь, который дан каждому, более надежный путь и доступный. Он предполагает непрерывное общение с Богом, голос Которого мы каждую секунду своей жизни можем слышать внутри.
Человек есть храм Духа Святаго, и поэтому предполагается, чтобы мир наших мыслей был прекрасен, миролюбив, радостен, благоговеен, честен. Тогда Господь говорит с нами. И наша молитва — богослужение, которое в нашем внутреннем храме совершается. Поэтому все священники, духовники занудно повторяют: молись, читай акафисты, молись — это твое собственное богослужение. И это общение с Богом является, наверное, самым важным в жизни каждого человека. И вот насколько добросовестно мы правим у себя эти службы? Вопрос тяжелый, потому что понятно: Богу в нашем храме делать почти нечего, и вообще у нас там не храм, а хлев. Мы думаем не о высоком, но о низком: либо себя жалеем, либо себя оправдываем, либо себя ненавидим, потому что себя же очень сильно любим… Какое богослужение можем провести в такой розни? Заглянешь в себя: «Боже мой, какое же это обиталище Духа Святаго?.. Выжить бы как-нибудь — и на том радость».
И праздник Введения во храм снова и снова ставит нас перед вопросом — на какой ступени перед храмом мы стоим?.. Мы причащаемся, участвуем в Таинствах и сегодня мы пришли… и стоим. Но здесь ли мы на самом деле? В храме сейчас? Или в своих проблемах повседневных? А в храм души своей мы заходим? Иногда, бывает, приходит к нам молитва подлинная — значит, какие-то ступени внутреннего храма все-таки преодолеваем. Но потом спускаемся. А иногда и падаем. А иногда и валяемся за притвором нашего храма. Потом собираемся, поднимаемся и лезем, цепляясь за эти ступени… И это самое прекрасное, что мы можем сделать, братья и сестры.
Божия Матерь — универсальный пример. Она дает нам представление о том, как должно входить в храм. Она уже имела в себе храм в лучшем виде. Там были радость, мир, благодарность Богу, и поэтому Ее храм был достоин Его и Он там обитал. И в этом просматривается и некоторая трагичность ситуации для нас. Как только мы задумываемся о своем храме, как только заглядываем в него, зачастую решаем его вообще заколотить и забыть про него. Считаем себя гадкими, никчемными и свой внутренний мир как обиталище Духа Святаго вообще не рассматриваем. И это не скромность, братья и сестры, — «ну куда дерзать на такое?..» — а, между прочим, должностное преступление. Мы «по должности» — образы Божии, хотим того или нет. И вдруг отказываемся быть образами Божиими! «Грешные мы люди, грешные, куда уж нам?..» И тут надо дерзать. Даже если мы отброшены за пределы храма, наше дело — ползти к нему изо всех сил, цепляться и подниматься. Подниматься каждый раз. Не надо переживать, что нас отбрасывает и подниматься приходиться снова и снова, — это говорит о нашем сопротивлении, о желании войти в храм и быть с Богом. Эта борьба, это карабканье на последнем издыхании по лестнице — единственное, что мы по своей греховности и бренности можем предложить Господу. И Пресвятая Богородица, маленькая девочка, легко взобравшаяся по высоким ступеням, пусть будет нам примером и помощью. Она — Заступница, Покров для нас и каждому Она поможет. Будем же прилагать все усилия, чтобы выбираться из своего греховного естества, и подниматься по ступеням, и приближаться к Престолу Божиему, и утверждать в центре святое ядро нашей веры и нашего желания быть с Богом. И обращаться к Божией Матери как к Той, Кто всегда может нам помочь. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |