Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня у нас Введение во храм Пресвятой Богородицы, светлый радостный праздник, который на первый взгляд не имеет особой догматической глубины и исторической ценности — какую, например, имеет Благовещение. Но этот праздник также предвещает, предуказует светлые события: вспомним, что вчера мы пели ирмос «Христос раждается — славите»… Мы в ожидании славного Рождества Христова, поэтому и пост рождественский у нас обычно проходит легко, хотя по расстоянию своему не очень-то отличается от Великого.
Сам праздник этот в Евангелиях не прописан, концентрируется он в основном в апокрифических источниках — например, в протоевангелии от Иакова, в котором описывается вся жизнь Пресвятой Богородицы. Но историографически опираться на него мы не можем, поэтому будем опираться на Священное Предание. Мы отмечаем там два фактора. Первый — Божия Матерь Сама поднялась по ступеням, по которым без помощи маленькие дети не могли подняться, и, видимо, это так поразило современников, что они передавали это из уст в уста и закрепили потом. И второй, совершенно немыслимый, — Ее ввел в святая святых первосвященник. Это безусловное чудо, и оно обозначает внутренний план, и об этом внутреннем плане мне хотелось бы поговорить особо.
Божия Матерь входит в ветхозаветный Соломонов храм и тем самым преображает его в новозаветный храм, в наш, в который мы уже по своим ступеням входим... Церковь — дом Божий, Царство Небесное на земле, и мы стараемся сделать этот дом как можно красивее: золотим алтари, пишем иконы, украшаем каменьями и цветами. Все лучшее, что можем дать, приносим для дома Божия. Но есть и другой дом, который Богоматерь Собой являет. Мы знаем, что человек создан как образ Божий и этот образ предполагает внутренний мир, и не в собственно анатомическом смысле, как вы понимаете. Внутреннее пространство наше не имеет ширины и глубины, мысли наши могут простираться от безбрежных галактик до кухонь. Этот мир огромен, и он тоже называется храмом. А убранство в нем — наши мысли. Наше внутреннее пространство тоже предназначено для обитания Бога. Где рождаются наши религиозные чувства, происходят наши беседы с Господом?.. Есть одно важное примечание, когда мы заводим речь о внутреннем и внешнем. По большей части все люди хотят внешних явлений. Вот Николай Угодник явился бы нам тут в сияющем облачении или какой другой угодник Божий! Действительно, бывают чудеса, но вот особенность — в аскетической православной традиции всегда предписывалось не ожидать их, поскольку не от нас они зависят, а от произволения Божия, и случаются редко. И потому что есть другой путь, который дан каждому, более надежный путь и доступный. Он предполагает непрерывное общение с Богом, голос Которого мы каждую секунду своей жизни можем слышать внутри.
Человек есть храм Духа Святаго, и поэтому предполагается, чтобы мир наших мыслей был прекрасен, миролюбив, радостен, благоговеен, честен. Тогда Господь говорит с нами. И наша молитва — богослужение, которое в нашем внутреннем храме совершается. Поэтому все священники, духовники занудно повторяют: молись, читай акафисты, молись — это твое собственное богослужение. И это общение с Богом является, наверное, самым важным в жизни каждого человека. И вот насколько добросовестно мы правим у себя эти службы? Вопрос тяжелый, потому что понятно: Богу в нашем храме делать почти нечего, и вообще у нас там не храм, а хлев. Мы думаем не о высоком, но о низком: либо себя жалеем, либо себя оправдываем, либо себя ненавидим, потому что себя же очень сильно любим… Какое богослужение можем провести в такой розни? Заглянешь в себя: «Боже мой, какое же это обиталище Духа Святаго?.. Выжить бы как-нибудь — и на том радость».
И праздник Введения во храм снова и снова ставит нас перед вопросом — на какой ступени перед храмом мы стоим?.. Мы причащаемся, участвуем в Таинствах и сегодня мы пришли… и стоим. Но здесь ли мы на самом деле? В храме сейчас? Или в своих проблемах повседневных? А в храм души своей мы заходим? Иногда, бывает, приходит к нам молитва подлинная — значит, какие-то ступени внутреннего храма все-таки преодолеваем. Но потом спускаемся. А иногда и падаем. А иногда и валяемся за притвором нашего храма. Потом собираемся, поднимаемся и лезем, цепляясь за эти ступени… И это самое прекрасное, что мы можем сделать, братья и сестры.
Божия Матерь — универсальный пример. Она дает нам представление о том, как должно входить в храм. Она уже имела в себе храм в лучшем виде. Там были радость, мир, благодарность Богу, и поэтому Ее храм был достоин Его и Он там обитал. И в этом просматривается и некоторая трагичность ситуации для нас. Как только мы задумываемся о своем храме, как только заглядываем в него, зачастую решаем его вообще заколотить и забыть про него. Считаем себя гадкими, никчемными и свой внутренний мир как обиталище Духа Святаго вообще не рассматриваем. И это не скромность, братья и сестры, — «ну куда дерзать на такое?..» — а, между прочим, должностное преступление. Мы «по должности» — образы Божии, хотим того или нет. И вдруг отказываемся быть образами Божиими! «Грешные мы люди, грешные, куда уж нам?..» И тут надо дерзать. Даже если мы отброшены за пределы храма, наше дело — ползти к нему изо всех сил, цепляться и подниматься. Подниматься каждый раз. Не надо переживать, что нас отбрасывает и подниматься приходиться снова и снова, — это говорит о нашем сопротивлении, о желании войти в храм и быть с Богом. Эта борьба, это карабканье на последнем издыхании по лестнице — единственное, что мы по своей греховности и бренности можем предложить Господу. И Пресвятая Богородица, маленькая девочка, легко взобравшаяся по высоким ступеням, пусть будет нам примером и помощью. Она — Заступница, Покров для нас и каждому Она поможет. Будем же прилагать все усилия, чтобы выбираться из своего греховного естества, и подниматься по ступеням, и приближаться к Престолу Божиему, и утверждать в центре святое ядро нашей веры и нашего желания быть с Богом. И обращаться к Божией Матери как к Той, Кто всегда может нам помочь. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года | |||||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
5 | поне-дельник | Прп. Фео́дора Сикео́та | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | вторник | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
7 | среда | Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
8 | четверг | Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
9 | пятница | Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
10 | суббота | Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | поне-дельник | Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.НИКОЛАЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | вторник | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | среда | Преполове́ние Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | четверг | Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | пятница | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | суббота | Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | поне-дельник | Прав. И́ова Многострада́льного | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | вторник | Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | среда | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | четверг | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | пятница | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | суббота | Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | поне-дельник | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | вторник | Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | четверг | Вознесе́ние Госпо́дне | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | пятница | Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ |