Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня у нас Введение во храм Пресвятой Богородицы, светлый радостный праздник, который на первый взгляд не имеет особой догматической глубины и исторической ценности — какую, например, имеет Благовещение. Но этот праздник также предвещает, предуказует светлые события: вспомним, что вчера мы пели ирмос «Христос раждается — славите»… Мы в ожидании славного Рождества Христова, поэтому и пост рождественский у нас обычно проходит легко, хотя по расстоянию своему не очень-то отличается от Великого.
Сам праздник этот в Евангелиях не прописан, концентрируется он в основном в апокрифических источниках — например, в протоевангелии от Иакова, в котором описывается вся жизнь Пресвятой Богородицы. Но историографически опираться на него мы не можем, поэтому будем опираться на Священное Предание. Мы отмечаем там два фактора. Первый — Божия Матерь Сама поднялась по ступеням, по которым без помощи маленькие дети не могли подняться, и, видимо, это так поразило современников, что они передавали это из уст в уста и закрепили потом. И второй, совершенно немыслимый, — Ее ввел в святая святых первосвященник. Это безусловное чудо, и оно обозначает внутренний план, и об этом внутреннем плане мне хотелось бы поговорить особо.
Божия Матерь входит в ветхозаветный Соломонов храм и тем самым преображает его в новозаветный храм, в наш, в который мы уже по своим ступеням входим... Церковь — дом Божий, Царство Небесное на земле, и мы стараемся сделать этот дом как можно красивее: золотим алтари, пишем иконы, украшаем каменьями и цветами. Все лучшее, что можем дать, приносим для дома Божия. Но есть и другой дом, который Богоматерь Собой являет. Мы знаем, что человек создан как образ Божий и этот образ предполагает внутренний мир, и не в собственно анатомическом смысле, как вы понимаете. Внутреннее пространство наше не имеет ширины и глубины, мысли наши могут простираться от безбрежных галактик до кухонь. Этот мир огромен, и он тоже называется храмом. А убранство в нем — наши мысли. Наше внутреннее пространство тоже предназначено для обитания Бога. Где рождаются наши религиозные чувства, происходят наши беседы с Господом?.. Есть одно важное примечание, когда мы заводим речь о внутреннем и внешнем. По большей части все люди хотят внешних явлений. Вот Николай Угодник явился бы нам тут в сияющем облачении или какой другой угодник Божий! Действительно, бывают чудеса, но вот особенность — в аскетической православной традиции всегда предписывалось не ожидать их, поскольку не от нас они зависят, а от произволения Божия, и случаются редко. И потому что есть другой путь, который дан каждому, более надежный путь и доступный. Он предполагает непрерывное общение с Богом, голос Которого мы каждую секунду своей жизни можем слышать внутри.
Человек есть храм Духа Святаго, и поэтому предполагается, чтобы мир наших мыслей был прекрасен, миролюбив, радостен, благоговеен, честен. Тогда Господь говорит с нами. И наша молитва — богослужение, которое в нашем внутреннем храме совершается. Поэтому все священники, духовники занудно повторяют: молись, читай акафисты, молись — это твое собственное богослужение. И это общение с Богом является, наверное, самым важным в жизни каждого человека. И вот насколько добросовестно мы правим у себя эти службы? Вопрос тяжелый, потому что понятно: Богу в нашем храме делать почти нечего, и вообще у нас там не храм, а хлев. Мы думаем не о высоком, но о низком: либо себя жалеем, либо себя оправдываем, либо себя ненавидим, потому что себя же очень сильно любим… Какое богослужение можем провести в такой розни? Заглянешь в себя: «Боже мой, какое же это обиталище Духа Святаго?.. Выжить бы как-нибудь — и на том радость».
И праздник Введения во храм снова и снова ставит нас перед вопросом — на какой ступени перед храмом мы стоим?.. Мы причащаемся, участвуем в Таинствах и сегодня мы пришли… и стоим. Но здесь ли мы на самом деле? В храме сейчас? Или в своих проблемах повседневных? А в храм души своей мы заходим? Иногда, бывает, приходит к нам молитва подлинная — значит, какие-то ступени внутреннего храма все-таки преодолеваем. Но потом спускаемся. А иногда и падаем. А иногда и валяемся за притвором нашего храма. Потом собираемся, поднимаемся и лезем, цепляясь за эти ступени… И это самое прекрасное, что мы можем сделать, братья и сестры.
Божия Матерь — универсальный пример. Она дает нам представление о том, как должно входить в храм. Она уже имела в себе храм в лучшем виде. Там были радость, мир, благодарность Богу, и поэтому Ее храм был достоин Его и Он там обитал. И в этом просматривается и некоторая трагичность ситуации для нас. Как только мы задумываемся о своем храме, как только заглядываем в него, зачастую решаем его вообще заколотить и забыть про него. Считаем себя гадкими, никчемными и свой внутренний мир как обиталище Духа Святаго вообще не рассматриваем. И это не скромность, братья и сестры, — «ну куда дерзать на такое?..» — а, между прочим, должностное преступление. Мы «по должности» — образы Божии, хотим того или нет. И вдруг отказываемся быть образами Божиими! «Грешные мы люди, грешные, куда уж нам?..» И тут надо дерзать. Даже если мы отброшены за пределы храма, наше дело — ползти к нему изо всех сил, цепляться и подниматься. Подниматься каждый раз. Не надо переживать, что нас отбрасывает и подниматься приходиться снова и снова, — это говорит о нашем сопротивлении, о желании войти в храм и быть с Богом. Эта борьба, это карабканье на последнем издыхании по лестнице — единственное, что мы по своей греховности и бренности можем предложить Господу. И Пресвятая Богородица, маленькая девочка, легко взобравшаяся по высоким ступеням, пусть будет нам примером и помощью. Она — Заступница, Покров для нас и каждому Она поможет. Будем же прилагать все усилия, чтобы выбираться из своего греховного естества, и подниматься по ступеням, и приближаться к Престолу Божиему, и утверждать в центре святое ядро нашей веры и нашего желания быть с Богом. И обращаться к Божией Матери как к Той, Кто всегда может нам помочь. Аминь.
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | вторник | Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́ и кн. Февро́нии, Му́ромских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
10 | четверг | Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
11 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаа́мских, чудотворцев | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
12 | суббота | СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 5-я по Пятидесятнице. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | поне-дельник | Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | вторник | Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | среда | Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Полиелей | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
17 | четверг | Святых Царственных страстотерпцев | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
18 | пятница | ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | суббота | Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 6-я по Пятидесятнице. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
21 | поне-дельник | ЯВЛЕ́НИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
28 | поне-дельник | Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | вторник | Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Вмц. Мари́ны (Маргариты) | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Мч. Емилиа́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
2 | суббота | Пророка Илии́ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ |