В нашем храме таинство Венчания совершается по понедельникам,
средам, пятницам и воскресеньям (кроме особых дней), с 13.00.
Запись производится не менее чем за неделю в церковной лавке храма по адресу:
г. Москва ул. Заповедная, д. 52а,
тел.: +7 (499) 186-86-47.
В Церкви значение брака ценится столь высоко, что он рассматривается как таинство. А любое таинство в Церкви — прямое действие Бога, Который по молитвам верующих подает им Свою благодатную помощь. В таинстве Брака молодожены получают от Бога особые дары, которых ранее они не имели. Но сами по себе эти дары не гарантируют счастливой семейной жизни. Христианский брак — это путь супругов к блаженной вечности со Христом. Он начинается здесь, на земле, и ведет их к небу. Это путь, но не дорожка эскалатора. Идти по нему тяжело, и человеческих сил порой не хватает. Дары благодати, полученные христианскими супругами в таинстве Брака, предназначены для восполнения человеческой немощи на этом пути.
В Евангелии Христос говорит о браке: ...Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10, 7-8). Смысл брака в том, чтобы двое стали одним!
Прекрасными можно назвать слова митрополита Антония Сурожского, который говорит о браке: «Брак — чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством».
В христианском браке человек понимает, что красота души, достоинства и качества личности, которые так дороги ему в любимом, это не что иное, как отблеск красоты Божьего образа. Взгляд друг на друга, как на икону Создателя, связывает мужчину и женщину гораздо сильнее обычного естественного влечения.
Чтобы окончательно понять разницу между церковным браком и гражданским, следует посмотреть, каковы свойства любви, подаваемой Христом. Апостол Павел пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7).
В христианском браке муж и жена верят, что физическая смерть не разрывает единства их любви и что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «...в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости».
Православной Церковью четко определены причины, по которым таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.
Отсутствие родительского благословения на венчание (особенно когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать венчанию.
При необходимости в церковной лавке храма можно заранее приобрести иконы, свечи, рушник, салфетки и обручальные кольца.
Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.
Христианская идея брака основывается на словах Христа, что мужа и жену следует рассматривать как единый организм. Именно на это указывает евангельский текст о том, что двое становятся одной плотью: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10, 7-8). И христиане полагают, что, когда Иисус произносил их, Он констатировал факт, так же как констатацией факта были бы слова, что замок и ключ составляют единый организм или что скрипка и смычок представляют собой один музыкальный инструмент. Он, Творец человека и всего мироздания, сказал нам, что две человеческие половинки — мужская и женская — созданы для того, чтобы соединиться в пары, причем не только для половых отношений; союз этот должен быть всесторонним.
Благословенный Господом супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28).
Первое чудо, которое сотворил Господь в Своем земном служении, было чудо превращения воды в вино на брачном пиру в Кане Галилейской. Поскольку Сам Бог посетил брачный пир, то мы можем сделать вывод, что брак — нормальная, негреховная составляющая человеческой жизни. И Бог благословляет радость брака, он не ханжествует, рассуждая: «Зачем этим людям слишком много пить? Достаточно им того вина, которое у них есть». Бог знает, что жизнь человеческая должна вмещать радость.
В нормальный брак вступают мужчина и женщина (что бы там ни пытались утверждать некоторые люди с некоторыми отклонениями). А особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).
Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном дополнении.
Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.
Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (см.: 1 Кор. 7, 8), тем не менее осуждает лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (1 Тим. 4, 2-3). Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал на «недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку».
Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 22-33).
Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения таинства Брака.
«Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», — писал священномученик Игнатий Богоносец. Согласно Тертуллиану, брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами». «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы <...> супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Святитель Амвросий Медиоланский указывал, что «брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим».
Целью брака является совместное шествие супругов в Царство Божие.
Распространено мнение, что целью брака является деторождение. Но это скорее не цель, а плод брака. Целью же брака, как и целью индивидуальной человеческой жизни, является достижение Царства Божия.
Семья — малая Церковь. Муж имеет в этой малой Церкви роль священника, жена — роль диакона (то есть помощника священника), а дети — роль народа Божьего. Муж уподобляется священнику потому, что он совершает жертву за свою семью: своей молитвой за всю семью, своим трудом по материальному обеспечению, своими заботами о должном культурном уровне и социальном положении семьи. Жена помогает ему во всем, поэтому на ней лежит функция, соотносимая с диаконской. Дети как народ Божий принимают обращенную на них заботу своих родителей и, как и должно мирянам, являют послушание своему домашнему священноначалию.
Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье как в школе благочестия формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, почти неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
В дохристианском мире бытовало представление о женщине как о существе низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы. По православному учению, благодатная Мария, благословенная между женами (ср.: Лк. 1, 28), явила Собою ту высшую степень нравственной чистоты, духовного совершенства и святости, до которой смогло подняться человечество и которая превосходит достоинство ангельских чинов. В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала. При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым Она становится причастной к делу спасения и возрождения человечества. Церковь высоко почитает евангельских жен-мироносиц, а также многочисленные лики христианок, прославленных подвигами мученичества, исповедничества и праведности. С самого начала бытия церковной общины женщина деятельно участвует в ее устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности.
Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть главою жены, любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (ср.: Еф. 5, 22-23; Кол. 3, 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному повиновению друг другу в страхе Божием (Еф. 5, 21). Поэтому ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога (1 Кор. 11, 11-12).
Жена, по слову апостола Павла, спасется через чадородие, но не через одно чадородие, а если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). То есть не чадородие само по себе служит спасению жены, а пребывание в вере и любви, в которых она воспитывает детей своих.
Христианство вообще ничего не гарантирует, а просто призывает нас следовать за Христом. И этот призыв никак не связан с нашим желанием разложить все по полочкам, сделать духовную жизнь конкретной, понятной, опереться в ней на что-то внешнее, постижимое нашим умом.
У нас к таинствам часто складывается неправильное, в чем-то оккультное отношение. Нам кажется, что таинства должны действовать сами по себе, гарантированно подавая нам определенный набор благодеяний.
На самом деле, таинства, хоть они и совершаются непреложно и неизменно Духом Святым в Церкви, никакой гарантии каждому из нас не предоставляют.
Как таинство Крещения не гарантирует человеку спасения, таинство Исповеди — прощения, таинство Евхаристии — благополучия и ощущения благодатной наполненности, так же и таинство Венчания не гарантирует человеку семейного счастья, оно только открывает возможности для этого через постоянный труд, через жизнь по Евангелию во всей полноте.
Таинство Венчания — начало пути, возможность для возрастания в любви — жертвенной, взаимоотдающей, которая наполняет не только тебя, но и других и распространяется на все пространство твоей жизни. А это все дается человеку через крест, через подвиг, через труд, через самоотдачу.
Интимные отношения — это грех?
Христианство не считает, что удовольствие, получаемое от интимных отношений, само по себе греховно и что сами по себе интимные отношения в браке греховны. Если речь идет о законном брачном союзе, то единение телес составляет в нем важную, необходимую, но не единственную составляющую.
Есть много вещей, которые меркнут перед влюбленностью, но есть и такие, которые выше ее. Мы не можем класть это чувство в основание нашей жизни. Да, оно благородно, но это всего лишь чувство, и нельзя рассчитывать, что оно с одинаковой интенсивностью будет длиться всю жизнь. Знание, принципы, привычки могут быть долговечны, а чувство приходит и уходит. Состояние влюбленности преходяще. Но конец влюбленности — не конец любви. А любовь — именно любовь, а не влюбленность — не просто чувство. Это глубокий союз, поддерживаемый волевыми усилиями, укрепляемый привычкой. Любовь укрепляется в христианском браке. Православных супругов поддерживает благодать Божия, получаемая преизобильно в таинствах Церкви. Муж и жена могут любить друг друга и тогда, когда недовольны друг другом. (Ведь любите же вы себя, когда недовольны собой.) Они в состоянии сохранить эту любовь и тогда, когда каждый из них мог бы влюбиться в кого-то другого, если бы позволил себе. Влюбленность в самом начале побудила их дать обещание верности друг другу. Вторая, более спокойная любовь дает им силы хранить это обещание.
Лучше всех о любви написал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, в главе 13: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
У семьи должен быть круг общения, общие друзья, насыщенная культурная жизнь. Конечно, у православных супругов центром жизни должен быть храм. С помощью Церкви нужно преодолевать все неизбежные конфликты. Важнейший и наиболее духовный подход — совместное участие в таинствах Исповеди и Причастия. Когда люди вместе приступают к чаше Евхаристии — это залог их единства во Христе, и это единство Святой Трапезы является лучшей основой преодоления любых мелких человеческих разделений, источник которых — грех.
Есть такая народная мудрость: «Упустишь огонь — не потушишь». Все конфликты нужно преодолевать тогда, когда они только начинаются.
Конфликты могут быть и незначительными, но к ним нельзя относиться легкомысленно, потому что грех подчас берет не своим «качеством», то есть тяжестью, а количеством. Если какие-то грехи повторяются изо дня в день, из года в год, это может разрушать семью незаметно. Накапливается груз взаимного неудовольствия, непонимания, нежелания прощать, уступать. Например, муж однажды пришел домой нетрезвым, это вызовет раздражение жены, но если грех не будет повторяться, то проблема не будет нарастать. А если муж будет постоянно приходить домой нетрезвым, то такое поведение будет подтачивать семью изнутри.
Немного коснемся темы гнева. Как говорил апостол Павел: Гневаясь, не согрешайте (Еф. 4, 26).То есть нельзя допускать, чтобы, гневаясь, один человек унижал другого, оскорблял его, обращался с ним грубо. Спаситель говорил: ...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12).
В Священном Писании есть слова: ...Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26).Эти слова можно понимать двояко. Первое: миритесь до захода солнца (то есть не оставляйте конфликт не излеченным на долгое время). И второе: солнце вашей любви, вашего тепла, дружелюбия, нежности да не зайдет во гневе, то есть да не помрачатся от гнева чувства, которые вы друг к другу питаете. Если что-то и произошло, то нужно срочно помириться и простить друг другу все обиды.
Как к грубому греху, преступлению против седьмой заповеди Закона Моисеева. А десять заповедей Закона Моисеева были даны евреям до прихода Спасителя, поэтому в них излагаются запреты на грубые, животные поступки. Для христиан, которых Господь призвал к гораздо более высокому уровню духовно-нравственной жизни, — уровню, не доступному ветхозаветному народу, — соблюдение этих заповедей должно быть само собой разумеющимся делом, примерно как для высокообразованного человека — соблюдение элементарных норм грамматики родного языка.
В заповедях Закона Моисеева сначала идет — не убий (шестая заповедь), потом — не прелюбодействуй (седьмая заповедь). Убийство и супружеская измена почти равнозначны по своей разрушительной силе. Кто изменяет любви — тот убийца. И те люди, которые пережили измену супруга или супруги, воспринимают случившееся так, словно их убивают. И эта рана не заживает никогда.
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает <...> Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 6. 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа.
Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. Допустимое основание для развода — это основание, по которому невиновная сторона (то есть не та, которая допустила прелюбодеяние) может получить церковное благословение на второй брак. Но даже в таком тяжелом случае, как прелюбодеяние, развод не обязателен. Если виновная сторона искренне покаялась, а другая готова простить, то муж и жена могут продолжать жить вместе. Только, конечно, не допустима ситуация, когда одна сторона поддерживает постоянную прелюбодейную связь, а другая с этим мирится.
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Следует заметить, что Церковь не признает таких оснований для развода, как несходство характеров.
Муж и жена призываются к тому, чтобы сохранить единственность своего брака на всю жизнь. Любой развод, наступивший при наличии указанных ранее оснований или без этих оснований, — является отклонением от духовной нормы и следствием грехов одного или обоих супругов.
Чина «развенчания» в Церкви не существует. Речь может идти только о благословении на второй и, в редких случаях, третий брак.
Священник возглашает: «Благословен Бог наш...». Казалось бы, привычные нам слова, которые мы слышим на Литургии. Однако митрополит Антоний Сурожский видит в них особую глубину: «Как не благословить Бога за то, что в мире, где все является рознью, напряжением, взаимным отрицанием, часто враждой, непониманием, два человека друг друга полюбили, друг во друге увидели взаимно вечную красоту и решили превзойти, превозмочь все, что может их разделять, решили стать едиными, одной личностью в двух лицах?! Как не благодарить Бога за то, что на земле совершается такое чудо, которое таинственно говорит нам о том, что рознь уже пришла к концу и единство осуществлено?!»
В самом деле, многое людей в мире разъединяет: малейшее непонимание, несогласие, шероховатость — и этого будет достаточно, чтобы люди отпрянули друг от друга, показались друг другу совершенно чужими, иногда даже начали ненавидеть друг друга. И только любовь преодолевает эту рознь людей, их враждебность и непонимание, только она стирает границы между людьми.
Затем Церковь возносит ряд молитв: о мире всего мира, о храме, где совершается богослужение, о спасении жениха и невесты и другие. Эти молитвы, многие из которых присутствуют в каждом богослужении, здесь приобретают дополнительный смысл: «Слово "вера" означает еще и верность: чтобы они остались верными друг другу в настоящей дружбе. Молится Церковь о том, чтобы им была дана в результате этого непорочная жизнь, честный брак. И еще мы благодарим Бога, Который в мире, где все раздроблено, привел в единство, в союз неразрушимой любви этих двоих людей».
В одной из первых молитв чина обручения священник упоминает Исаака и Ревекку. В Ветхом Завете (см.: Быт. 24) описано, как Авраам послал слугу на свою давно покинутую родину, чтобы разыскать невесту для Исаака. Он знал, что является хранителем Завета с Господом и потому не желал женить сына ни на одной из тех девушек, с которыми ему было проще или выгоднее встретиться на чужбине, придавал этому браку особое значение: невеста сына должна быть угодна Богу, служить воплощением Его замысла, поэтому ее не страшно и не трудно искать далеко, выделить среди множества прекрасных, достойных девушек, потому что она — одна.
По словам митрополита Антония, в этот момент мы молимся о том, чтобы в данном случае и жених, и невеста были друг для друга богоизбранными, чтобы помимо того, что они друг другу нравятся, — чтобы что-то более глубокое было в основе их встречи. Бог как бы говорит: «Вот твоя невеста, вот твой жених. Я тебе даю этого человека во веки вечные как предмет твоей любви и тебя ему — как предмет его любви...».
Священник вручает жениху и невесте кольца, и те обмениваются ими три раза. Такое троекратное действие подтверждает их уверенность в своих замыслах, обдуманную готовность.
Почему кольца? В древности не было иного способа конкретному человеку заявить свою волю, кроме как передать кому-то перстень с личной печатью. Тем самым человек подтверждал, что он полностью доверяет тому, кому отдает перстень. И в чине венчания этот момент символизирует единство душ, тела, имущества, веры супругов. Перстень на руку одевает отец блудному сыну, подтверждая полное доверие и неизменную любовь к нему (см.: Лк. 15, 22).
Затем на головы молодых возлагают венцы — золоченые или серебряные «короны», в которых они выглядят как монархи некоего суверенного государства, каковым теперь и будет их семья. В этом есть глубокий смысл.
Венцы — символ царского достоинства. Они указывают на ответственность за свое «царство», то есть за семью. Они также символ мученичества. Первоначальный смысл слова «мученик» — это свидетель. Мученик — тот, кто свидетельствует всему миру о какой-то ценности, в данном случае — о любви, о правде, о красоте брака. И мученик готов жизнь свою положить для того, чтобы его свидетельство дошло до людей.
Далее увенчанные венцами жених и невеста слышат отрывок из 5-й главы Послания святого апостола Павла к Ефесянам: Жены, повинуйтесь своим мужьям... и т. д. (текст приведен выше).
Этот отрывок даже православные люди толкуют неверно, считая, что он предписывает главенство мужу только в силу его пола, а жена обязана слепо повиноваться и «бояться».
Вот что думает по этому поводу митрополит Антоний Сурожский:
«Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена и дети его могут видеть этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет право на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.
А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она — невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она — невеста, та, которая настолько возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест.
Вы видите, здесь говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью».
Затем читается отрывок из Евангелия о браке в Кане Галилейской (см.: Ин. 2, 1-11), где Христос превратил воду в вино для гостей.
Затем возглашается короткая ектения, то есть ряд молитв, о даровании новобрачным и всем православным христианам всех благ земных и небесных.
Заканчивается ектения молитвой Господней «Отче наш» как напоминанием о том, к чему должна стремиться душа каждого христианина.
Далее жених и невеста выпивают вино из общей чаши. Эта чаша напоминает о чаше причастия, об обычае православных мужа и жены причащаться из одной чаши. Это чаша единой судьбы, в которой теперь ничего отдельного не будет.
Затем священник водит жениха и невеству вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Три раза они обходят его вслед за священником. Число три символизирует полноту времен. Круг — символ вечности. В центре жизни будущей семьи должен быть Христос, о чем напоминает Евангелие.
Евхаристия (причастие) — это таинство Церкви, совершаемое на Литургии — главном церковном священнодействии. В Евхаристии, как и во всех таинствах (их всего 7), христианин получает благодать Божию, которая качественно изменяет его природу. В Евхаристии под видом хлеба и вина человек приобщается Телу и Крови Христовым и таким образом достигает теснейшего соединения с Богом. Регулярно приступать к этому таинству должен каждый православный христианин. Вполне логично, что верующие супруги обычно являются прихожанами одного храма и вместе причащаются, являя тем самым единство друг с другом.
Все верующие люди молятся. Супругам полезно молиться вместе, то есть вместе читать утренние и вечерние молитвы, насколько позволяют обстоятельства жизни, а также вместе молиться об общих нуждах, например за детей. Совместная молитва объединяет людей.
Список источников
Весь текст этого раздела — слова протоиерея Алексея Уминского, см.: URL: http://www.pravmir.ru/izmena-2/
Антоний, митр. Сурожский. См. список источников.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |